Мультиинструменталист, композитор, продюсер и дизайнер экспериментальных музыкальных инструментов, новатор в области современной этнической музыки, Владисвар Надишана вот уже несколько десятилетий покоряет сердца своим необычным талантом: соединять несоединимое. Своей музыкой он увлекает за собой в страну Мечты и Творчества, где дышится легко и свободно. Много лет назад Надишана разработал уникальный подход к игре на каждом из своих инструментов. Он нашёл свой собственный творческий метод под названием “звуковая микрохирургия”, объединяющий композицию, аранжировку и нелинейный цифровой монтаж звука. На концерте в Минске, в рамках гастрольного тура, музыкант представил широкие возможности хэндпана, инструмента, ставшего особенно популярным в последнее десятилетие.
Однако как многие знают хэндпан – не единственная стальная перкуссия Надишаны. Владеет он ею мастерски и знает по меньшей мере тысячи нюансов игры. Чудесно раскрывает полностью всю палитру звучания перед ошеломлённым зрителем. Давно ещё будучи студентом одного из институтов Санкт-Петербурга, Владисвар познакомился с этническими инструментами Африки и Индии и научился играть на них. Это было время«лихих»90-х,когда народ ощущал нехватку буквально всего: от продуктов питания до элементарных бытовых удобств. Тогда же Надишана сделал первые свои открытия в области звучания бытовых предметов. Например в его руках водопроводная труба зазвучала «музыкально»,а некоторые придуманные им самим инструменты получили причудливые названия: футуяр, дзуддахорд, гибридный кавал.
Творческая лаборатория музыканта называется «кафедра звуковой микрохирургии». Вот уже 15 лет он экспериментирует со своей большой коллекцией. На основе экспериментов записывает альбомы. На сегодняшний день их насчитывается что-то около одиннадцати. Звучать, стучать, трещать в «тему» Надишана умеет и никогда не устаёт!
Музыкант любит «вставлять» в современное звучание музейные экспонаты. Например русскую обертонную флейту калюку. Этому инструменту он подарил второе рождение. Иногда на его концертах можно услышать редкую экзотику с необычной аранжировкой. Лаосская флейта ча мпла прекрасно вписывается в музыку фолк фьюжн. А небольшой варган в руках мастера превращается в целый оркестр. На минском концерте мы услышали изумительное соло на варгане с восторгом и душевным трепетом.
Не удивительно что Владисвар Надишана–желанный гость музыкальных фестивалей по всему мру! Вот некоторые из них: Kihaus FolkFest, Musicastrada Festival, Israeli Didj fest, Le Rêve de l’Aborigène, Chisinau Ethno-Jazz Festival, SoUndSo festival, Folkest festival. Из славянских – «Устуу-Хурээ», «Саянское кольцо», «Новые песни древней земли», «Крутушка». Музыкант выступает в нескольких проектах вместе со своими коллегами по исследованию звукового плато. Трио Nadishana-Kuckhermann-Metz раскрывают потенциал хэндпана в сочетании с другими инструментами. Двое известных музыкантов в области world fusion, Steve Shehan и Armin Metz вместе с Надишаной составляют ещё один коллектив. Музыканты исполняют современную этническую музыку. А вот элементы джаза можно услышать в музыке дуэта Nadishana-Gorelik. Но конечно особую симпатию у зрителей и слушателей всегда вызывают сольные программы Надишаны. Обычно на концертах Владисвар презентует примерно 20 редких этнических инструментов со всего мира. Никогда не догадаешься на чём он будет играть в этот раз, и какой сюрприз ожидает зрителей. Так в Минске на концерте что был посвящён хэндпанам музыкант показал нам удивительную технику музицирования ещё и на инструменте не заявленном в афише! Но об этом – немного позже.
Конечно же можно с уверенностью сказать что музыка Надишаны атмосферная. Ощущение безвременья приносит спокойствие душе и тихую радость. Ещё такую музыку можно назвать «музыкой инопланетян». Исследования мастера в области фольклора разных стран и наше знакомство с этими мелодиями вполне можно считать встречей с иными мирами. Многие из нас чувствуют в музыке мастера дух свободы и безграничного творчества. Настоящим откровением стал альбом мастера «Внедрение в Материал». Он записан в 2002 году. В этом альбоме Надишана стремился найти общий знаменатель в музыкальной магии разных традиций мира. Музыка на этом диске является некой смесью фольклора стран Азии, Европы, Древнего Кужебара. В записи используется способ последовательного наложения партий и игра на различных этнических инструментах. Дзуддахорд, калюка, бансури, жалейка, флейта, хомус, акустические гитары радуют слух своим звучанием. А Владисвар Надишана представляется волшебником и мастером на все руки и на все звуки!
Послушать музыку Владисвара Надишаны.
Хэндпановский концерт Владисвара Надишаны в Минске превзошёл самые смелые наши ожидания! Музыканта в Беларусь пригласили ребята минской школы барабанов TekaDUM. Это и определило программу концерта и основную цель: познакомить зрителей с инструментом нового века хэндпаном. Этот инструмент довольно сложен в освоении и богат в плане возможностей и красоты звучания. Мы услышали новую программу Надишаны на хангах, RAV Vast и других инструментах.
Владисвар – один из немногих кто развивает культуру хэндпана и создаёт новый подход в игре на нём.Стиль его довольно уникален и оригинален. Мастер использует в игре нечетные размеры. Играет в манере «split hand». Этим он и выделяется на фоне остальных музыкантов, расширяет возможности стальной перкуссии. На концерте были и сюрпризы. На маленьком детском бубне Надишана исполнил вполне «по взрослому» танец Шамана.
Мы похоже всерьёз поверили в его магические способности завораживать одним лишь ритмом и темпом без проявленной мелодической линии. Что уж говорить о соло на варгане, который по стереотипу часто воспринимают лишь как несложную перкуссию, или дополнение к «основным» гитаре и фортепиано. Редко можно наблюдать в концертных залах такое потрясающее зрелище: зрители слушают в течение 20 минут «варганную установку» музыканта в полном молчании.
Где бы не выступал со своими инструментами «звуковой хирург» (в арсенале музыканта их насчитывается более трёхсот этнических и традиционных со всего мира) его везде с нетерпением ждут и радушно встречают. Выступления мастера – это всегда единый и целостный гармоничный музыкальный поток. Возможно уникальность и неповторимость личности музыканта в том что как признаётся он сам, ему «всегда хочется настроить инструменты под себя, поэтому приходится изобретать новые». Надишана создаёт звуковую палитру на наших глазах. Точно, изящно, красиво.
Было жаль расставаться с чувством невесомости и полета за пределы сознания. И прощаться с мастером игры на удивительных «космических тарелках», который открыл для нас окно в огромный и необъятный мир космоса нашего Существа.
Фото: Светлана Квятко
Автор благодарит организаторов концерта в Минске (24.05.2018) Сергея Синаторова и Ивана Кривоноса за предоставленные фотоматериалы.
Комментарии