10 ноября в московском клубе “16 тонн” состоялся концерт группы The Vertigo из Санкт-Петербурга. Музыканты презентовали свой новый сингл “MICE!”. Несмотря на полупустой зал, ребята выдали настолько мощный и уверенный сет, что среди тех, кто в тот вечер пришел в “Тонны”, не осталось ни одного человека, кто бы не проникнулся их творчеством. После концерта нам удалось пообщаться с группой, а именно – с гитаристом и вокалистом Ильей, вторым гитаристом Сашей и бас-гитаристом Денисом.

Обычно группа начинается с пары участников, а потом “обрастает” другими. с чего все начиналось у вас?

Илья: С меня и с Антона…

Саша: С ударника Антона (сейчас в группе другой ударник – прим. автора), а Илья был на вокале и на гитаре. Вот они и создали группу, воодушевленные общей идеей “independent”. Стали песенки петь про любовь… Про всех участников рассказывать? Их было много.

Собственно, как ты мне сказал, у вас уже пятый бас-гитарист.

Саша: Да, у нас уже есть дочерние группы.

Половину питерской сцены под себя подмяли?

Илья: Да, породили

Саша: Можно сказать, что у нас фабрика звезд.

Сейчас многие независимые группы делают уклон в психоделическое или электронное звучание. У вас, конечно, абсолютная смесь жанров, но никогда не возникало желания сделать что-то, что резко граничило бы с вашей стилистикой?

Саша: А мы вообще в принципе не придерживаемся какого-либо стиля.

Денис: И в этом наша главная беда.

Саша (смеется): Ну да. У нас все любят совершенно разную музыку. Придумываем что-то и начинаем развивать, а потом Илья кричит на нас: Ааааа вы что!Все не то! Стиль, ребята, стиль! Какой блюз!”

Денис: Какой фанк!

На самом деле такое разнообразие это хорошо.

Саша: Нет, если есть какая-то задумка интересная – это может быть какой-то жесткий психодел, агрессивная или спокойная музыка –  у нас нет рамок. Появилась какая-то “фишка”, мы начинаем ее развивать. Когда она выльется в целую песню, мы ее поиграем какое-то время, концерт-два, и потом можем вообще ее забросить навсегда пока один из участников не станет биться за эту композицию, но однако потом мы ее все равно не будем играть.

Илья: Еще у нас скоро появится синтезатор.

Кто будет играть?

Илья: Я буду

Саша: Илью отдадим на курсы повышения квалификации.

Илья: В нашей последней записи уже присутствовали клавиши. Нам тогда помогал наш хороший знакомый Денис Кириллов.

Саша: Да, отличный музыкант

Вы играете почти пять лет, у вас в активе четыре записи. Возникает резонный вопрос: когда альбом?

Илья: Вот приедем завтра…

Саша: Послезавтра.

Илья: … и пойдем альбом записывать. Для трех песен уже записали барабаны.

Саша: Альбом будет…

Илья: Через полгода примерно.

Саша: Через год. Давайте побольше отмерим.

Илья: На это как всегда нет денег.

Да, это проблема независимых музыкантов…

Саша: Они становятся зависимыми от денег.

Илья (смеется): Дайте нам деньги, и мы запишем три альбома.

Тем более, что материала у вас достаточно…

Саша: Да, материала очень много

Я так думаю, вы далеко не все играете на концертах.

Илья: Мы играем все, что умеем.

Саша: То, что сейчас находится непосредственно в активе.

На каких музыкантов ориентируется каждый участник группы? Кого могли бы назвать идеалом?

Саша (смеется): Идеал… Я бы Франкенштейна сделал, вот он был бы идеал. Идеалов вообще не бывает.

Я имела ввиду на кого каждый равняется в рамках своего профиля.

Саша: Если я сейчас начну говорить, то Илья начнет возмущаться: ” Что ты делаешь? Что ты говоришь? Саша, опомнись!”

А сам Илья на кого ориентируется?

Саша: Действительно, давайте послушаем, всем же интересно.

Илья: У меня нет идеалов, я сам по себе.

Но ведь когда ты начинал заниматься музыкой, на кого-то равнялся ведь?

Илья: Ой, ну я тогда был молодой.

Саша: Тебе стыдно, да?

Илья: Я просто тогда слушал все подряд.

Саша: Ну да, Илья у нас такой, всеядный.

Илья: Даже если мне не нравится трек, я все равно его дослушаю до конца ради интереса.

Саша: А если взять к примеру подход музыканта, то его нужно разделять на технику и мышление. Допустим, музыкант может играть отлично, а сочинять не очень, и наоборот. Хороших музыкантов слишком много. И как я могу, например, обидеть Джимми Хендрикса, сказав, что я фанат Джимми Пейджа? Каждый из них хорош по своему.

Денис: Как можно сравнить, например, Майлза Дэвиса и The Clash? Как группа Майлза, так и Clash, каждая из них хороша по своему. Они просто разные.

Вы везде говорите о продвижении на Запад. В недавнем фильме “Тело Дженнифер” присутствовал такой монолог – цитирую: “Ты представляешь как сейчас трудно инди-рокерам! Нас слишком много и все неплохие, и если мы не пробьемся на ТВ с парой новых хитов, нам конец, ясно?!” На Западе дела обстоят так. А чем вы собираетесь брать искушенную западную публику?

Саша: Ну чем… Попробуем чем-нибудь их взять. Музыкой конечно в первую очередь.

Илья: Мы думаем все это начинать не с Англии конечно, наверное с германии.

Саша: Потихонечку.

Илья: Там у нас реально есть шансы быть замеченными.

Саша: Там же совсем по-другому все, по-другому проходят концерты.

На самом деле говорят лучше всего начинать с Японии. Там самая радушная публика в мире.

Саша: Да, конечно, только вот мы совсем не знаем японского. Как мы концерты-то будем давать?

Не страшно ли начинать такое продвижение, ведь групп из России, которые на Западе чего-то добились, можно пересчитать буквально по пальцам одной руки?

Саша (смеется): Нас тоже можно пересчитать по пальцам одной руки.

Денис: Попытка не пытка, нужно попробовать. Получится – отлично, не получится…

Саша: Я вот тоже ребятам говорю – не попробовав не узнаем. Будем играть в свое удовольствие. Попутешествуем…

Илья (смеется): Не получится – будем дальше играть в Моде (Mod – один из питерских клубов – прим. автора).

Саша: Ну да, лет 20 еще. Потом все это плавно перерастет в 50…

А вы сами друг с другом часто общаетесь помимо репетиций?

Саша: У нас есть разделение. К примеру, у Дениса я живу иногда. Просыпаемся и идем на репетицию. Нет, конечно же мы общаемся. бывают периоды, когда не общаемся, надоедаем друг другу. Но сейчас мы часто общаемся.

То есть вас можно назвать дружными?

Саша: Да, мы дружные. Не деремся и не дрались.

Как попали в этот раз в Москву?

Илья: Нам позвонил арт-директор “16 тонн” и сказал, что мы ему понравились.

Саша: Дело в том, что отыграть концерт мы можем где угодно.

То есть вы не можете, если вам не понравится площадка, категорически отказаться играть?

Саша: Нет, мы всегда будем играть, даже если будет всего два человека в клубе. Мы, конечно, в первую очередь играем для людей, но и для себя тоже. Нам нравится играть друг с другом. А так если бы ходил народ на концерты, мы бы хоть каждый день играли.

А как обстоят дела с независимой сценой в Питере?

Саша (смеется): Плохо.

Илья: Нас никто не любит. Кто-то даже запустил такой слух, что группа The Vertigo все купила. Все из-за того, что наше выступление показали по местному телеканалу.

Саша: На самом деле мы ничего не покупали.

Илья: Да, денег у нас нет.

Саша: Денег у нас много на самом деле, мы миллионеры. Но мы все делаем своей музыкой.

Собираетесь еще как-нибудь в будущем исполнять те старые песни, которые не сыграли сегодня?

Саша: Ну, может на десятилетие группы. Нужно только набраться терпения. В общем, если любите группу The Vertigo –  терпите!


Вопросы: Людмила Екшибарова
Фото: Кирилл Федоров