Ненаписанная песня Снусмумрика
Просто замечательно, когда даже в 32 ты ощущаешь себя восьмилетним беззаботным ребенком, которого могут волновать только новый набор солдатиков, последний из «диснеевских» мультиков и чудесный разноцветный воздушный змей соседского мальчика. Такие люди, взрослые дети, умеют чувствовать мир по-иному, радуясь и плача, словно только вчера ты задувал первый десяток свечек на своем праздничном торте. Лишь избранные пользуются такой привилегией. А выбор делает кто-то свыше, посылая «отмеченных божественной дланью» на землю в особо знаменательный дни…
Туомас Холопайнен появился на свет, когда на настенном календаре уютного домика в провинциальном городке Восточной Финляндии алело двадцать пятое декабря 1976 года. «Я был настоящим рождественским подарком для всех домашних», – вспоминает музыкант. Детство маленького гения (по народным поверьям третий ребенок в семье часто наделен выдающимися способностями) было похоже на сказку: заботливые мама и папа, внимательные брат и сестра, потрясающая природа здешних мест, сотни игрушек и книг. Среди огромного перечня литературы для дошкольников, Холопайнен особо отметил фантастические, добрые повести о муми-троллях Туве Янссон. У этой шведско-финской писательницы был один крайне примечательный герой, вольнолюбивый «свободный художник» Снусмумрик, любящий странствия в одиночестве, во время которых он с успехом сочинял «хитовые» композиции на губной гармошке. Образ вечного мечтателя, видимо, сильно повлиял на мировоззрение будущего фронтмена успешной группы. А детальные рассказы о путешествиях по миру в поисках того единственного уголка, где царит покой, а так же идея побега от насущного мира в страну преданий, невероятных приключений и событий, сделали Туомаса эскапистом.
Вероятнее всего, этот вымышленный персонаж стал кумиром мальчика, поэтому и возникла в его жизни музыка. На профессиональном уровне Туомас начал изучать «науку семи нот» с восьми лет. Освоив теорию (кларнет и фортепиано), подросток преступил к практике: он отметился в нескольких не слишком успешных коллективах, где играл на синтезаторе (среди них ныне распавшиеся думовая Nattvindens Gr?t и блэковая Darkwoods My Betrothed). Однако, душа поэта и композитора желала собственного самоутверждения, поэтому в голову «горячего парня из Суоми» приходит идея создания новой команды.
Летний костер среди суровых северных сосен и в окружении умопомрачительных пейзажей настроил Туомаса и собравшихся на посиделки друзей на необходимую волну. Среди пришедших значился и Эрно (Эмппу) Вуоринен, в перспективе – гитарист Nightwish – именно такое наименование получило трио в 1996 году. Первоначально задумывавшийся как акустический проект (что полностью отражается на демке, выпущенной в том же году), Nightwish вскоре принимает в свои ряды басиста Сами Ванска и ударника Юкку Невалайнена и превращается в металл-квинтет с «изюминкой» – сопрано Тарьей Турунен.
Через год витрины музыкальных магазинов уже приняли первую партию «песен Снусмумрика»: дебютный альбом Angels fall first позволил «найтам» обзавестись немалой гвардией почитателей их творчества. Это сейчас главный сочинитель всех композиций говорит, что его «первенец» был далеко не совершенством (например, Nymphomaniac fantasia, по его мнению, обеспечено место в мусорной корзине, что, в общем-то, претензий не вызывает). Зато следующим альбомом Oceanborn (1998), который признан лучшим за всю историю существования «Ночного желания», бэнд заявил о себе как о полноценном конкурентоспособном коллективе. После выхода «слегка припопсованного» Wishmaster (2000) последовала волна гастрольных туров по планете и небольшие изменения в составе: на смену Сами пришел Марко Хиетала (замешанный также в создании хард-рок банды Tarot, в которой он по-прежнему играет в свободное время), обладающий еще и замечательными вокальными данными. Звук стал жестче, что заметно уже по Bless the Child, выпущенном два года спустя, который, к тому же включал хитовый кавер Ллойда Вебера The Phantom of the opera.
Альбом Once – пятая студийная работа – был закончен в 2004 году. Пожалуй, эту пластинку можно окрестить самой тяжелой за всю творческую жизнь Nightwish. На ней они чуть ближе прикоснулись к пауэру, однако и о симфонической части не забыли. В записи принимал участие британский оркестр, ранее занятый в создании саундтрека к «Властелину колец». А аранжировками занимался Пип Уильямс, продюсировавший Status Quo и Uriah Heep. Такой расклад обещал богатый урожай наград. И действительно Once получил «золотой статус» на родине музыкантов и именно с ним группе удалось «засветиться» в Германии и отправиться на гастроли за океан в «вечно свободные» США.
Провинциальные мальчишки и девчонки теперь превратились в истинную икону для пары миллионов девочек-псевдоготок (наряду с HIM и The Rasmus), став крепким союзом мастеров своего дела и вписав свое имя в анналы финского металла.
Казалось бы, ничто не в состоянии было нарушить прочную дружбу школьных товарищей из Киттэ (Тарьи и Туомаса). Однако, разрыв все же произошел. 21 октября 2005 года после более чем успешного концерта на Hartwaal Areena в Хельсинки вокалистка получает «задушевное» письмо-прощание, подписанное четверкой парней-согруппников. На следующий день оно появилось в сети на официальном сайте группы. Причины (истинные, а не искусственно созданные) увольнения Турунен до сих пор не ясны. Ее муж и менеджер в одном лице Марсело Кабули утверждает о «пылких» чувствах клавишника к своей бывшей однокласснице, сам же Туомас напирает на наплевательское отношение вокалистки к коллективу в последнее время, подводя черту фразой «люди, которые не общаются целый год, не могут быть членами одной группы». В этом мистическом любовном (?) треугольнике вряд ли поможет разобраться даже биография команды, выпущенная в 2006 у них на родине. Да это сейчас и ни к чему, ведь Nightwish не утратили позиций с новой фронтвумен, а Тарья собирает награды и рукоплескания фанатов за свой дебютник My winter storm (кстати, она посетила и белорусскую столицу 4 ноября 2008 года с концертом в его поддержку). Полуторагодовалый тур, символично названный End of an Era, положил конец существованию «золотого состава».
Аннет Ользон (занимавшая место вокалистки в шведской Alyson Avenue до 2005 года) в ряды «ночных желателей» вступила в 2007 году, присоединившись к записи материала для Dark passion play. Пластинка получила немало поощрений: дважды «платиновая» в Финляндии и еще четырежды «золотая». Музыка коллектива немного изменилась вместе со сменой диапазона ведущей вокалистки, но от «мелодичного металла» (формулировка Туомаса) далеко не отошла. Безусловно, часть фанатов «new Nightwish» приняла с холодом, но новые почитатели закрыли своей численностью эту брешь.
Сейчас группа продолжает активно давать концерты, еще раз посетив США, снимать клипы и творить (как говорит гуру Холопайнен, он уже приобрел новый блокнот Снусмумрика, куда записывает все свежие строчки и продолжает наигрывать мелодии на своем KORGe). В 2009 году «найты» отметили свой тринадцатый день рождения. Новая эра продолжается.
Жизнь каждый день преподносит тысячи невероятных сюрпризов, а сказок хватит еще не на один десяток лирических баллад и агрессивных остросоциальных текстов. К тому же, самая главная песня Снусмумрика все еще не написана…
Комментарии