Уже не первый десяток лет ломаются копья о конкурс эстрадной песни «Евровидение», традиционно проходящий в мае начиная с далекого 1956 года. Конкурс этот действительно вызывает много вопросов, на которые нет ответов. Попытаемся немного залезть на кухню «Евровидения» и разобраться, что к чему.

Истоки

Конкурс песни возник в те времена, когда понятие «песня» было чётким и определённым. На сцену выходили популярные у себя в стране певцы и в сопровождении симфонического оркестра пели свои незамысловатые песенки. Победителем первого «Евровидения», проходившего в швейцарском Лугано, стала швейцарка Лиз Ассия. На заре конкурса никто не увидел в этом никакой политической или какой-либо другой подоплёки, и второй конкурс без каких-либо скандалов и интриг провели на следующий год в Германии, во Франкфурте-на-Майне.

Создание конкурса песни должно было объединить восстановленную после разрушительной войны Европу и способствовать популяризации телевидения, которое тогда находилось только в самом начале своего развития. Задача удалась: прямая трансляция финала «Евровидения» до сих пор является самой популярной неспортивной телепередачей во всем мире, а смотрят её не только в странах, принимающих участие в конкурсе, а по всему миру, от Штатов до Австралии.

Настоящее время

2000-е годы ознаменовали новый этап в истории «Евровидения». Менялись правила, стандарты выступления, в конкурсе стали принимать участие страны, которые в сознании обычного европейца никакого отношения к Европе (если быть точнее, к Евросоюзу) не имеют. Многочисленные претензии зрителей к руководству конкурса ставили под вопрос его дальнейшее существование. Однако дело «Евровидения» до сих пор живёт и побеждает. В одну из суббот мая у телеэкранов собирается не менее 100 миллионов зрителей, а в лучшие годы этот показатель составлял 600 миллионов. С развитием интернета и трансляцией конкурса в сети к телезрителям добавилось еще 70 с лишним тысяч веб-сёрферов, неравнодушных к поп-музыке и её вариациям.

Правила

Единого свода правил, который бы был зафиксирован в 1956 году и не менялся в течение всего времени, нет. Отдельные рекомендации, например, продолжительность песни не более 3 минут, сохранились, однако большая часть правил конкурса со временем видоизменилась и ничего общего с далеким состязанием 1956 года, в котором принимали участие всего 7 стран старой Европы, не имеет. К 2004 году количество стран, желающих одновременно принять участие в «Евровидении», превысило 40 (основное требование к стране – это участие в Европейском вещательном союзе, вступить в который многие телекомпании считают делом чести). Руководство «Евровидения» приняло волевое решение ввести систему полуфинала, который транслировался в четверг, а впоследствии – даже двух, разнесенных на вторник и четверг. Так получилась «Евронеделя», начинающаяся и кончающаяся в две последовательных субботы мая. Без участия в полуфиналах в субботний финал традиционно выходят участники Большой пятерки (стран-основателей «Евровидения»: Германия, Великобритания, Франция, Испания и Италия; на удивление, Швейцарии, где был придуман формат, в этом списке нет) и представитель принимающей страны. Остальные 20 участников выбираются коллективным голосованием жюри и зрителей в каждой стране.

Конкурсанты

Европейская музыка уникальна: артистов, знаменитых у себя в странах, не знают нигде за пределами родины. Поэтому ждать на «Евровидении» суперзвезд не приходится, за редким исключением. В 1974 году конкурс выиграла шведская группа ABBA, уже бывшая к тому моменту в зените мировой славы. Победа гражданки Канады Селин Дион, представлявшей в 1988 году Швейцарию, дала мощный толчок развитию мировой карьеры певицы. На этом яркие примеры заканчиваются. Сверхпопулярная в 1990-х Патрисия Каас не смогла подняться выше 8 места, а группа Blue, в активе которой сотрудничество с самим сэром Элтоном Джоном и миллионы разбитых девичьих (и не только) сердец вообще не вошла в десятку, застряв в 2011 году на 11 месте. Были и более трагические истории: Dana Int., звезда которой зажглась после победы на «Евровидении» с мега-боевиком “Diva”, в 2011 году не смогла даже пройти в финал, что поставило жирную точку на ее дальнейшей карьере за пределами Израиля.

Скандалы

Ни один конкурс не проходит без скандалов. Особенного шума наделала история с группой t.A.T.u, штурмовавшей «Евровидение» в то время, когда их песни находились на вершине британского хит-парада — главного показателя популярности того или иного исполнителя. Секретом Полишинеля является факт, что по результатам голосования 2 псевдо-лесбиянки, певшие на русском языке, стали первыми, но по техническому подлогу и благодаря нежеланию отдавать «Евровидение» России стали лишь третьими. Многочисленные судебные разбирательства продюсера группы и боссов «Евровидения» ни к чему не привели, «Евровидение» уехало в Турцию, но есть городская легенда, что где-то далеко, в сейфе у Константина Львовича Эрнста, хранится письмо с извинениями от самого Сванте Стокселиуса, главного продюсера конкурса. Тем не менее, «Евровидение» в России состоялось, но на несколько лет позже, и привез его Дима Билан, далеко не самый оригинальный артист в нашей стране.

Геополитика

Основным упреком в адрес продюсеров «Евровидения» ставят невозможность преодолеть проблему геополитического характера: соседи голосуют за соседей. Например, норвежская песня стабильно получает 12 баллов от соседей – Финляндии и Швеции, балканские страны голосуют друг за друга, Грузия традиционно игнорирует выступления россиян, а азербайджанское жюри протестует против армянских артистов и наоборот. В итоге получается не голосование за песню, а всеевропейское братание, преодолеть которое могут только политически независимые страны, и то в редких случаях. Во многом голосование определяет и внешняя политика страны. Дима Билан в свой первый заход оказался вторым лишь потому, что Россия не поддержала ввод войск в Афганистан и в итоге оказалась аутсайдером на политической арене Европы. Тенденция стала снижаться после победы того же Билана – на «Евровидении» в России победил представитель Норвегии Александр Рыбак, в Норвегии – немка Лена Майер-Ландрут, а то, что произошло в Германии, вообще всколыхнуло застойный мир «Евровидения»: конкурс песни выиграл дуэт Эли и Никки из Азербайджана, который многие европейцы даже на карте найти не смогут.

Геи и домохозяйки

Традиционно считается, что «Евровидение» смотрят только геи и домохозяйки, которым нечего делать. Однако цифры показывают, что это совсем не так. «Евровидение» популярно среди всех слоев европейского населения, просто не все признаются в этом из-за сомнительного контента конкурса. Геи же считаются главными поклонниками «Евровидения» по самым банальным причинам: «Евронеделя» – это лишняя возможность заявить о себе миру, проводя различного рода акции и парады. К тому же, на «Евровидении» соблюдается главное правило большинства геев: «красиво-дорого-богато». Зрелище действительно роскошное, и геям оно всегда приходится по душе.

Значительные достижения

Их нет и вряд ли они будут. Выступление на «Евровидении» и даже победа на нём – не гарантия европейской популярности. Победитель «Евровидения» не получает мирового признания. Он просто даёт своей стране шанс показать технические возможности телевидения. Поэтому суперзвезды не стремятся принять участие в конкурсе. В национальных отборах чаще всего участвуют вторичные артисты, но несмотря на это, победу отдают популярному артисту или коллективу. С музыкальной точки зрения конкурс не представляет ничего интересного, смотреть его стоит только из-за впечатляющего видеоряда. Исполняемые же песни – смерть для настоящего меломана.

Россия, СССР и постсоветское пространство на «Евровидении»

Россия принимает участие в «Евровидении» с 1994 года, на нашем счету единственная засчитанная победа – Димы Билана в Сербии с песней “Believe me”, якобы спродюсированной Тимбаландом. Дважды представители России занимали второе место, дважды – третье, в остальные годы – с 9 по 17 места, но всегда выходили в финал. Худший результат показал Филипп Киркоров, занявший 17 место с песней «Колыбельная для вулкана» в 1995 году. Однако после этого фиаско Киркоров «заболел» «Евровидением», практически каждый год продюсирует кого-то из участников (Ани Лорак под его руководством даже дошла до почетного второго места), регулярно перепевает песни, звучавшие на конкурсе, и изредка записывает дуэты с участниками «Евровидения».

Из бывших республик СССР «Евровидение» уже принимали Украина, Латвия и Эстония, а теперь и Азербайджан. Неохваченными остаются Беларусь, Молдова, Литва и Армения.

По легенде, идея отправить участника от СССР принадлежала Михаилу Горбачеву ещё в застойные 80-е. Рассматривалась конкретная кандидатура — Валерий Леонтьев. Однако что-то не сложилось, Валерий Леонтьев никуда не поехал и вспоминать об этом не желает.

Чтобы быть в курсе последних событий в мире музыки и не пропустить новинки своих любимых артистов, подпишись на Apelzin.ru в социальных сетях ВКонтакте, Твиттер и Фейсбук.