Мне часто приходилось слышать выражение «группа растёт вместе со своими слушателями», но только на днях удалось ощутить его смысл на своей собственной шкуре. Речь идёт о концерте легенды индастриала с труднопроизносимым для русского человека названием Einstuerzende Neubauten в клубе А2, который состоялся 25 сентября 2015 года.
Когда я увидела Бликсу Баргельда сотоварищи «живьём» впервые, мне было 20 лет, вышеозначенный Баргельд в моей жизни присутствовал в основном во влажных мечтах, а само выступление в Манеже Кадетского Корпуса стало откровением, чем-то сродни религиозному обряду, в процессе которого божества лупили по необычным перкуссиям, а фанаты в зале яростно тряслись в такт их ударам, внимая каждой созданной музыкантами вибрации воздуха. По поводу этого выступления почти 8 лет спустя я не питала иллюзий: бегло ознакомившись с альбомом “Lament”, который сама группа позиционирует скорее как «скелет» для сценического шоу, нежели как просто номерной альбом, я ожидала больше спектакля, нежели концерта в традиционном понимании, что оказалось недалеко от истины.
“Lament” – это поминальная песнь или плач по жертвам Первой Мировой; власти бельгийского города Диксмёйде, где произошла одна из крупных битв той войны, обратились к группе с предложением поработать над этим проектом ещё в 2012 году. Einstuerzende Neubauten уже не раз обращались к военной тематике в своём творчестве, поэтому их согласие приступить к работе не стало чем-то неожданным. Так на свет появилась их первая за 7 лет совместная работа – в перерыве участники активно занимались сольным творчеством, Бликса Баргельд и Александр Хаке даже представили свои проекты в России, но те выступления не были столь долгожданными, поэтому на концерт в А2 пришло куда больше людей, чем на сольный перфоманс Бликсы.
Баргельд появился на сцене в элегантном костюме с люрексом и, как всегда, босиком. Кроме участников группы, к нему присоединился струнный квартет, в которых вошли три русских скрипачки (их имена и фамилии Баргельд трогательно пытался прочесть по бумажке в конце выступления). Подробно описывать происходившее на сцене в тот вечер не имеет особого смысла – это действительно нужно было видеть. Если вам не повезло побывать на концерте тура “Lament” – множество видео на Youtube в помощь, хотя они, конечно, не передадут царившей в зале атмосферы. Несколько моментов стоит выделить отдельно: “The Willy – Nicky Telegrams” – дуэт Баргельда и Александра Хаке: они озвучивают реальные телеграммы, которыми перед началом войны обменивались кузены Вилли и Никки – кайзер Германии Вильгельм и император российской империи Николай II. Искусные перкуссионисты в шесть рук играют на двадцати металлических трубах, каждая из них символизирует страну – участницу Первой Мировой, а каждый удар – день войны, в то время как голос «за кадром» перечисляет самые большие и важные сражения. Алекс Хаке бродит по сцене с костылём, который неожиданно оказывается импровизированным струнным инструментом вроде контрабаса. Каверы песен Harlem Hellfighters – афроамериканского оркестра 369 пехотного полка национальной гвардии США, сражавшегося на Первой Мировой и игравшего, по словам самого Бликсы, прото-джаз. Всем известная “Where Have All The Flowers Gone” Питера Сигера, исполненная Бликсой на немецком – так же, как в 60-е пела её Марлен Дитрих. “Marlene, go home” – кричали ей из зала немцы, считавшие покинувшую в годы Второй Мировой войны Марлен предательницей. “Marlene, go home” – слова из песни Einstuerzende Neubauten 2000 года “Die Befindlichkeit Des Landes”. Дальше подумайте сами.
В перерывах Бликса частично озвучивал энциклопедический бэкграунд альбома, что было весьма ценно для тех слушателей, которые не ознакомились с ним самостоятельно. Для полноты восприятия не хватало разве что субтитров на русском языке, ведь далеко не все в зале читали тексты или воспринимают на слух немецкий и английский языки.
Впрочем, этот минус вполне компенсировало интуитивно-чувственное восприятие, очень яркое благодаря энергетике, которую можно было почувствовать в зале. Вопрос, который волновал меня больше всего – как жадная до “грейтест хитс” российская публика воспримет новый материал и непривычный формат арт-перфоманса, к счастью, благополучно разрешился: полный зал стоял, затаив дыхание, и внимал, в перерывах между композициями взрываясь бурными овациями. Только лишь во время исполнения на «бис» хита с прошлого альбома – “Let’s Do It A Dada” – публика вспомнила, что на концертах ещё можно танцевать. Когда группа покинула сцену и им на смену пришли техники, демонтирующие оборудование, аплодисменты не стихали ещё минут десять. Потому что это был действительно самый красивый рассказ об ужасных вещах.
Фото: Мария Лубкова
Комментарии