В последнее время границы истинности и ложности все больше стираются. В том числе это происходит и в музыке. Очень важно в такие моменты оставаться верным своему внутреннему голосу и играть именно то, от чего ты сам испытываешь кайф. Именно оно и имеет все шансы стать истинным.
Фестиваль Flow, который прошел с 14 по 16 августа в Хельсинки – это истинный кайф, с каждым годом все больше набирающий обороты. Не только увеличивается количество сцен, но и растет количество участников. В этом году на фестивале работают 10 сцен, пять из которых являются ведущими. Особенно заметной становится Bright Balloon 360 с ее красочной подсветкой.
Причем, на Flow нет таких артистов, услышав которых, вы пожалеете, что приехали. Каждый музыкант является своего рода хэдлайнером. Приходя на фестиваль, ты ждешь кого-то совершенно определенного, предчувствуя как он будет хорош. Удивительно, но самое сильное впечатление производят совершенно другие исполнители, которых ты до этого не слышал живьем. Так происходит со мной, когда Флоренс Уэлч из Florence And The Machine выскакивает на сцену и начинает плясать под ядерную смесь готического рока, фолка и соула.
Тут в голове возникает образ маленькой девочки с рыжими волосами, которая живет в старом английском доме викторианской эпохи, слушает мамины лекции и придумывает свои истории. Вот к ней приходит ее умершая бабушка и говорит, что единственное, чего той по-настоящему жаль, так это того, что она больше никогда не сможет петь. Потом она видит тень великой Жанны Д’Арк, борющейся с огнем и в конце концов сдавшейся. Потом к ней приходит Фрида Кало и грозным голосом говорит о том, как важно слушать себя. Девочка верит своим призракам и решает спасти их, подарив новую жизнь в своих песнях.
То волшебство, которое подвластно ей сейчас – это то же самое волшебство маленькой девочки. Она – шаманка, колдующая при помощи своего голоса и завораживающей энергетики. Голос Флоренс сравним с горным потоком, который сначала просто бурлит, а потом неожиданно превращается в водопад. Все зрители, пришедшие на фестиваль в воскресенье, пришли слушать именно ее. Об этом свидетельствует то, что к моменту ее выхода у сцены скапливаются тысячи людей, так что проход из одного конца в другой становится практически невозможным. Флоренс оправдывает их ожидание на 220 %. «Любите друг друга, радуйте друг друга, проводите больше времени друг с другом», – говорит она и падает на руки зрителей. Зрители поднимают ее выше. Тут же возникает ассоциация с ее же клипом, где Флоренс, подобно Богу, падает в руки мальчиков-монахов.
Музыканты на Flow делятся на хороших и очень хороших. Очень сложно успеть послушать всех. Когда все выступления заканчиваются, остается приятное ощущение неудовлетворенности и жажды продолжения.
Коллективом, который оставил во мне такое особенное ощущение, стал финский джазовый бэнд под руководством Timo Lassy, который тоже выступал в воскресенье на сцене Bright Balloon 360. Настоящее откровение в живой смеси истинного джаза. В их скромности скрывается поистине мастерское звучание в духе хорошего хардбопа и кул джаза. Когда слышишь их, то погружаешься в атмосферу полуподвалов старого Гарлема 60-70 х годов. Прекрасный звук позволяет насладиться выступлением без каких-либо оговорок.
Еще одним откровением стало выступление шведской исполнительницы Seinabo Sey на той же сцене Bright Balloon 360. Чем-то напоминающая Бейонсе и Алисию Киз, она тем не менее остается самобытной. Если в ее записях явно слышно электронное звучание синтезатора, то живьем она звучит в духе лучших соул-традиций. Толпа зрителей, вплотную окружившая сцену со всех сторон, говорит о том, что ценители настоящего джаза и соула еще существуют, причем в огромном количестве!
Финская исполнительца и уроженка Эфиопии Mirel Wagner шокировала зал своим сильным блюзовым вокалом. Чем-то напоминающая Нину Симоне своего времени, она пользуется своим голосом, как самым лучшим инструментом. На первый взгляд кажущийся спокойным, он поднимается из самых глубин и позволяет как никогда лучше прочувствовать всю силу тоски и всю возвышенность радости. Те, кто пришел на фестиваль к четырем часам в воскресенье, не пожалел об этом.
Музыкальная составляющая Flow раскрывает нам бесконечное разнообразие форм. Чистые стили теперь остаются лишь в теории. Сейчас музыка – смесь многих жанров и элементов не только музыки, но также перформанса и видеоарта.
Быстрый темп жизни приводит к тому, что популярными становятся быстрые музыкальные темпы и электронное звучание. Но на самом деле электронная музыка существовала всегда. Еще в далеком 1981 году два будущих солиста группы Pet Shop Boys, случайно встретившиеся в музыкальном магазине, определили свой будущий стиль, как электро-поп.
Выступление Pet Shop Boys во второй фестивальный день можно также назвать долгожданным. Публика с нетерпением ждала выступления музыкантов, которые за два месяца озвучили, что намерены представить на фестивале свою последнюю программу. Интрига сохранялась перед и в самом начале выступления, когда на экране проецировались различные образы, но Pet Shop Boys не выходили. Потом же они неожиданно появились, и занавес упал. «Дайте нам второй шанс», – призывали они, и зал с уверенностью поддержал их победными криками. Ребята спустя 30 лет остаются верными себе, исполняя все тот же электро-поп, но с годами он становится лишь более выдержанным и минималистичным. И чуть менее сопоставимым с популярным когда-то диско-жанром.
В свою очередь, финскую исполнительницу Regina, выступившую на основной сцене в пятницу, нельзя единодушно отнести к популярной музыке. Вокал прекрасно звучит в окружении гитары, синтезатора, фортепиано и перкуссии. Необычный коктейль легкого поп-соула, который вы услышите из колонок на пляже, лежа в шезлонге и глядя на море.
Одним из самых ярких впечатлений фестиваля после Флоренс стала Roisin Murphy. Британская певица ирландского происхождения недавно выпустила свой новый сольный альбом Hairless Toys. Конечно, ее живое выступление не сравнится со студийной записью, но он однозначно стоит внимания. Прежде известная, как солистка дуэта Moloko, отныне она – состоявшаяся сольная испольнительца. Звучание стало более электрическим, нежели раньше, но это отнюдь не убавило его притягательности. Наоборот, она завораживает буквально с первой ноты. Выйдя к публике в старом макинтоше, с сумкой из прошлого века, в платке и темных очках, она преображается на каждой песне. Игра масок, сражение которых происходит прямо на сцене. Затем Ройзин единственная снимает маску и бросает ее на пол, как символ того, что она не собирается соответствовать каким-либо правилам или канонам. Ее звучание – это смесь поп, джаз и рок музыки, насквозь прошитое электронной канвой. Представление об этом как нельзя лучше дает ее последний альбом. Эксцентричность и безумие, которые она творит на сцене, говорят лишь о грусти и тоске по всему настоящему. Фантасмагория замещает чувствительность. «Это все лишь на показ», – говорит публике Ройзин. Кусочек Bring It Back, исполненный на новый электронный манер, становится небольшим отсылом к ее прежней жизни.
Из групп, которые только начинают свой творческий путь, нужно выделить английский коллектив Years & Years. Ребята только недавно записали свой первый альбом, а публика уже без ума от них. Когда 25-летний солист Olly Alexander появляется на сцене, зал буквально сходит с ума. Грифельные наброски его портрета, которыми размахивают девчонки из первых рядов, не могут не обратить на себя внимания. Они стали легендами, едва достигнув известности. Напрашивается вопрос, что будет дальше? Но сила и энергетика солиста, с которой он проживает каждую песню – вот, где скрывается секрет его популярности.
Нельзя оставить без внимания выступление коллектива CHIC под руководством Нила Роджерса на основной сцене в пятницу. Их стиль не просто танцевальное диско, но и р-н-б, джаз и тягучий соул. Нил, переживший рак, говорит о том, как важно продолжать жить, несмотря ни на что. «Я хочу умереть живущим!», – кричит в толпу Нил. И красной нитью этот девиз повисает в воздухе, а толпа взрывается апплодисментами. А жизнь для Нила – это музыка. Он работал с такими коллективами и исполнителями, как Дайана Росс, Дэвид Боуи, Мадонна, Бритни Спирс и многие другие. CHIC для него – это группа единомышленников, с кем легко идти дальше под флагом мира, дружбы и любви. И, конечно, жить. Здесь и сейчас.
Помимо всего прочего запомнилось выступление группы Belle & Sebastian, которых я впервые услышала живьем в мае в Барселоне на фестивале Primavera Sound. Это коллектив, который заставляет всех танцевать. Ты танцуешь, даже если не думал танцевать, а хотел только послушать музыку. Их выступление на Flow также не обошлось без танцевального флешмоба.
Американец Beck впервые выступает в Финляндии, поэтому к моменту начала его выступления вокруг сцены опять собралась изрядная толпа зрителей. Рок-элегии в духе Radiohead перемежаются электронными звуками и фолк-звучанием гитары. Что характерно для Flow, публика на нем собирается по-настоящему дружелюбная и открытая, поэтому ты можешь слушать музыку в свое удовольствие, где бы ты ни стоял, хоть в первых, хоть в последних «рядах».
Major Lazer с их шоу-выдумками под электронное звучание, Foxygen с драками, швырянием микрофона и дикой энергией, бьющей через край, Islam Chipsy с невероятным звучанием каирских сэмплов, Ride с их неизменным шугейзом и инди Alt+J, Flying Lotus, чья музыка ассоциируется с полотнами абстракционистов, Natalie Prass и ее гитарные элегии под заходящее солнце – вот далеко не весь перечень коллективов, поразивших в прошлый уикенд финскую столицу.
Но Flow – это не только музыкальная, это еще и гастрономическая программа. Большое количество фуд-траков с блюдами различных стран, приготовленными из органических продуктов и традиционных финских ингридиентов, по традиции представлены по всей территории фестиваля.
Сильное впечатление производит то творение, которое презентует сам автор. Поэтому Ричард Маккормик, расположивший на Flow свой фудтрак, решил презентовать выход своей книги. Книга по-фински называется Pariisi и повествует о путешествиях по Парижу и кулинарии. О том, как вдохновиться простыми вещами и создать самому нечто особенное. Ричард путешествовал по Парижу и собрал огромное количество рецептов, о чем он и рассказывает в своей книге и на презентации. Flow – фестиваль, у которого есть лицо.
Собравший за один уикенд более 70000 зрителей, Flow дает шанс каждому состоявшемуся артисту заново заявить о себе, а начинающему талантливому исполнителю остановить на себе зрительский интерес. Он говорит о тех, о ком весь мир услышит лишь через год. Каждый истинный меломан должен хоть раз побывать на Flow.
Комментарии