Сегодня, вечером 23 ноября, сцена питерского концертного зала «Аврора» больше походила на шабаш ведьм на Лысой горе или разгар вечеринки в честь Хэллоуина. Свою сольную программу «Мышеловка» здесь исполняла певица Линда со своей мистической свитой.
Прошло двадцать лет, когда с подачи успешного продюсера Макса Фадеева, на телеэкранах страны среди напалма поп-музыки и диско-хитов нулевых, появилась странная девочка. Ее лицо скрывали черные пряди или дреды. Ее музыка с электронными и этническими мотивами, по жанру ближе всего была похожа на трип-рок или трип-хоп, а лаконичные цепляющие тексты – малопонятны, но притягательны для неискушенного слушателя.
За двадцать лет в ее творческой биографии произошло немало событий – расставание с Фадеевым, самостоятельное авторство и сотрудничество с такими авторами, как Любаша и Мара. Не изменяла Линда только самой себе – своей экстравагантности, самобытности и непохожести ни на кого, за что ее когда-то полюбила публика.
Нынешний концерт в «Авроре» – очередное подтверждение тому, что Линду помнят и любят и по сей день, хотя ее клипы уже давно перестали взрывать MTV, а наша эстрада теперь пестрит самыми разнообразными фриками на любой лад. Но второй Линды нет – и никогда не будет. Она сохранила не только тех поклонников, которые много лет назад купили первый альбом «Танцы тибетских лам», но и приобрела новых. В этот вечер клуб заполнила разношерстная публика – элегантные, но задорные леди лет тридцати в сопровождении мужей, дамы за сорок с ностальгическим блеском в глазах (иногда даже с дочерьми), особы, так и не расставшиеся с молодостью, татуированные с ног до головы, и совсем юная поросль – девчонки с разноцветными волосами, в эпатажных и претенциозных образах под стать своему кумиру. И, конечно, их взгляды были прикованы только к сцене.
Витиеватые ритмы – и появляется она. Линда. Вечная девочка с осиной талией, заточенной в стальной корсет, в черной мини-юбке, ассиметричных чулках на тонких ногах, с голубыми взлохмаченными хвостиками и готическим мейк-апом. Кажется, годы не меняют ее. Те же будоражащие аккорды, сразу уносящие куда-то далеко, в неведомый мир. А сама Линда – этот ребенок-индиго, инопланетянка – способная перенести тебя в свехпространство, в другое измерение, особый мир, в котором она живет и который позволяет нам увидеть сегодня, как таинство. Все мы невольно становимся посвященными в ее тайну, гостями ее историй.
Свои истории Линда рассказывает в песнях, заставляя пришедших стать не только ее слушателями, но и соучастниками, даже соавторами. Действо начинается с бешеных звуков «Волчицы», «Меченой», «Города-музея» – Линда не собирается медленно раскачивать зал. Она сразу кидается в омут с головой, и вот шаманские танцы и вихри руками уже незаметно для самих себя повторяет зал, впадая в кураж и поддаваясь энергетике Линды. На ней огромное красное платье, которое она, кружась, снимает после первых песен. Помогает ей в этом ее шоу-балет, одетый в самые немыслимые костюмы, меняющиеся каждый номер. Это живая декорация – черные и красные силуэты в причудливых мизансценах, маски волков и полосатые, высокие, гибкие и пластичные бесполые персонажи. В песне «Скорпионы» двое участников балета держат цепь, и Линда под надрывные аккорды припева, бьется в нее, будто пытаясь прорвать. В конце песни она оказывается опутана ею, и вместе со звуками песни угасает в железных объятиях. Музыканты Линды, кстати, тоже не уступили в продуманности имиджей – грим басиста придавал ему сходство с вурдалаком, а изящная скрипачка была похожа на готическую принцессу.
Думаю, если кто-то пришел на концерт ради каких-то конкретных песен, он не должен был остаться разочарован. Прозвучали самые известные и культовые хиты, порой в новых быстрых обработках – «Я – ворона», «Цепи и кольца», «Никогда», «Отпусти меня», «Мало огня», «Я не буду стрелять». В каждой песне новые оттенки характерной Линды выходят на первый план – щемящая тоска, агрессивность, бесстрашная исповедальность или трепетный призыв. Везде Линда – разная, но спутать ее невозможно ни с кем другим. Она загадочна, но понятна тем, кто слушает ее. Слушает, безусловно, сердцем. Тексты и музыка Линды не нуждаются в анализе и расшифровке. Это музыка других сфер и чувствовать ее стоит лишь эмоционально. В одном интервью на вопрос, что, по ее мнению, нашли в ней поклонники, она ответила: «Мне кажется, мы говорим на одном языке. И они понимают, что я хочу сказать, и отвечают мне». Сегодня, смотря на публику, чувствовалось слияние. И зрелище, поначалу кажущееся вакханалией, превратилось в диалог певицы с аудиторией, где все участники прекрасно понимают друг друга. В толпе виднелись разноцветные шарики с надписями «Линда! Мы любим тебя».
В завершении концерта Линда неоднократно поблагодарила Питер, отметив, что сегодня ей было тепло. Надо думать, что она не соврала. Не оставляя своего сумасшедшего танцевального ритма, она представила всех участников коллектива. Публика долго не хотела отпускать любимицу, и Линда довольно быстро вышла, чтобы подарить Питеру две песни на «бис». Это были «Тай» и «Лай, собака» из альбома «Мышеловка». На такой бодрой и заводной ноте Линда попрощалась с Петербургом и своими фанатами, оставив после себя массу эмоций, клокочущих битов в ушах и все-таки классический шлейф таинственности, следующий за ней повсюду.
Северной столице остается готовиться к холодной зиме под песню «Северный ветер» и ждать Линду в гости снова, чтобы приоткрыть вход в магический портал, в ее «мышеловку», где сумрачно, туманно, где царит хаос и странные, но притягательные танцевальные движения, так объединяющие всех в одно целое. Ждать Линду – чтобы, если не постичь, то хотя бы прикоснуться к секрету ее творчества.
Анна Митрофанова
Комментарии