«Иногда Шопен вводит в танец, хватающий за душу элемент скорби, прежде неслыханный. Иногда трагическое чувство становится величественным. До такой степени величественным, что в нем обнаруживается целая эпопея. Искренность переживаний предохраняет от напыщенности». Морис Равель о Шопене.
В 1830-е годы Фредерик Шопен, великий польский композитор и пианист-виртуоз, звучал слишком современно и новаторски. Многие салоны не одобряли его музыку, некоторые вельможи пытались склонить к принятой в то время «классике». Теперь же, когда Шопен сам стал классикой, точно также для своего времени звучат Олафур Арналдс (Olafur Arnalds) и Элис Сара Отт (Alice Sara Ott), презентовавшие свой новый проект, посвященный Шопену, в Санкт-Петербургской Академической Капелле 13 сентября. Проект представляет собой их собственные аранжировки на композиции Шопена. И это можно было бы назвать неслыханным, если бы эти музыканты не были настолько талантливыми. Музыка Олафура органично переплетается с музыкой Шопена, образуя единое целое. Шопен будто оживает в те моменты, когда Элис Сара Отт играет на фортепиано, а затем выжидательно слушает, когда Олафур начинает свою игру на синтезаторе, которая сменяется приглушенным пианино или электрическими звуками в стиле эмбиент. На контрасте с классическими интерьерами Капеллы, это звучание провоцирует невольное восхищение.
В этот момент хочется пойти в бар, взять виски и слушать этот несдержанный экспириенс, погрузившись в недры мягкого дивана.
«Мы пьем виски на сцене. Эта привычка осталась у нас с тех пор, как мы играли в барах. Мы с Олафуром задумали этот проект год назад, и сразу начали записывать мелодии в исландской студии. Думали, что все будет происходить постепенно. Но потом в один из вечеров мы пошли в бар и начали играть», – поясняет Элис Сара Отт в перерыве между композициями.
The Chopin Project – это саундтрек к воспоминаниям. Образы рождаются сами собой. Музыка, которая звучит, когда вы едете на всей скорости по шоссе, порвав с прошлым. Музыка, которую вы включаете в пустой холодной квартире, кутаясь в плед. Музыка, которая будит вас по утрам и становится частичкой грядущего дня. Музыка – это и есть жизнь здесь и сейчас.
«Следующие композиции мы хотим посвятить нашим бабушкам, так как именно они привили нам любовь к Шопену. Моя бабушка сейчас при смерти в Японии, и когда мне позвонила сестра, она передала ей трубку, и я сыграла ей Шопена, вот эту самую песню», – и Элис начинает тихо играть.
Апофеозом вечера становится композиция, исполненная Олафуром, в полумраке сидящем перед фортепиано. Все музыканты уже ушли за кулисы. Олафур же тихо играет свою мелодию. И тут музыканты из закулисья подхватывают его мелодию и доводят ее до финала. Замолкает пиано Олафура, и в воздухе повисает лишь отрывок оборванной мелодии, как воспоминание о Шопене.
Комментарии