«Необязательно понимать слова, ведь музыка сама по себе – интернациональна».
Музыкальный фестиваль – это отличный повод узнать о новых веяниях, которые появились в музыке за последнее время. Здесь можно совершенно случайно услышать того, кого ты не слушал ранее, так как он якобы противоречил твоим вкусам, и тут же поразиться, как круто он звучит живьем. Так и случилось на фестивале “Primavera Sound”, который прошел в Барселоне с 28 по 30 мая. Когда я вдруг услышала электронное трансцендентное звучание австралийца Чета Факера на сцене Ray Ban, то поняла, что его музыка действительно цепляет! Взяв свой псевдоним в честь великого джазового трубача Чета Бейкера, Факер отдает дань уважения джазу и в частности мейнстриму. Будучи поклонником Бейкера, а позднее Боба Дилана, он выражает истинную тягу к свободе, разрыву шаблонов и уходу от реальности, свойственные настоящей музыке, идущей от сердца. Так, ничем не приметный с виду Факер поражает не только меня, но и огромную толпу его почитателей и гостей фестиваля. В полутьме вечерней сцены, едва подсвеченный прожекторами, Чет остается наедине со своими клавишами и тут появляется смесь эклектичного бит-попа и R&B.
«Primavera Sound воплощает почтение к прошлому, волнение за будущее и демонстрацию настоящего», – говорит Крис Каски, президент издания “Pitchfork”.
Фестиваль уже в 15 раз собирает своих поклонников и почитателей хорошей музыки в Парк дель Форум. Форум располагается прямо на берегу Средиземного моря, в нескольких минутах ходьбы от набережной и пляжей. В городе игривых модернистских зданий Антонио Гауди, моря и свободы, где сошлись вместе все виды культурных течений и веяний, люди имеют острый взгляд на искусство. Поэтому получивший признание аудитории, музыкантов и критиков, “Primavera Sound”, действительно, заслуживает внимания.
«Необязательно говорить по-английски или по-испански, необязательно понимать слова, ведь музыка сама по себе – интернациональна», – говорит один из организаторов фестиваля Абель Суарез.
Первый официальный день фестиваля выделяется настроем на рок-звучание, а также R&B и мощными гитарами. Самый спокойный коллектив – американская рок-группа Giant Sand во главе с Ховом Гелбом (Howe Gelb). По рассказам вокалиста, группа изначально создавалась для времяпрепровождения с друзьями, а внезапная известность стала для него полной неожиданностью. Лирическая балладность текстов в сочетании с кантри звучанием настраивают слушателей на меланхолично-романтичный лад. Леонард Коэн в лучших его традициях.
Стоит особо выделить эксцентричное выступление Antony and the Johnsons, которое контрастирует со всеми. Психоделическая фантасмагория разворачивается на сцене в тот момент, когда Энтони появляется в длинном белом балахоне, а симфонический оркестр вступает со своей партией. Гротескный, драматический эффект подчеркивает череда видеокадров, мелькающих на экране, таких, как иллюстрации к Книге мертвых. Все, что на первый взгляд кажется жутью вдруг оборачивается шуткой. Энтони притворно исчезает, а потом со всей серьезностью вступает его голос. И тут уже все остальное забывается, потому что звучит он поистине мощно. У всех зрителей, которые впервые слышат его выступление, пропадает дар речи. «Представьте, что ваш дух воспарил», – поет тем временем Энтони.
Под конец первого дня лондонская группа Jungle, стиль которых характеризуют как фанк 70-х, сочетает тропическую перкуссию, звуки дикой природы, волны психоделики. Их живое звучание поистине впечатляет!
Удивлением второго дня становится американская инди-поп группа Sylvan Esso, представляющая собой смесь двух разных жанров. Элегия фолка искусно сочетается с электронными битами и густыми гипнотическими ритмами, так что становится сложно отделить музыку от лирики.
В какой-то момент мой взгляд останавливается на следующем зрелище. Огромная толпа людей, тянущаяся к сцене Heineken, перемежается людьми в черных одеждах. Это поклонники «крестной мамы панк-рока и духовной дочери Рембо, Блейка и Берроуза» Патти Смит идут, чтобы услышать альбом «Horses». Старая добрая рок-н-ролльщица без особых церемоний появляется на сцене и после нескольких песен начинает призывать к свободе всех окружающих. Поэтический осколок бит-поколения, неистово заявляет о своих правах и правах каждого. «Мы – свободныыы!», – доносится со сцены. На первый взгляд жесткая и грубая, Патти на самом деле говорит о том, о чем стоит говорить. Искренне и откровенно.
«Если ты будешь хорошо танцевать, то нас пригласят на сцену», – так говорит герой одного нашумевшего фильма своей сестре. Но эту фразу в полной мере можно отнести к выступлению шотландского инди-поп коллектива Belle and Sebastian. Красочное звучание труб, виолончели, барабанов и гитар творят чудеса, и абсолютно все зрители вокруг сцены становятся счастливыми и начинают танцевать. И танцуют в течение часа без остановки. В один момент солист не выдерживает и приглашает часть слушателей на сцену. Этот коллектив невозможно отнести к рокерам или электронщикам, доля звучания которых есть почти во всех выступлениях на фестивале, они скорее похожи на диско-поп-хопперов с примесью r-n-b. Но когда их слышишь, попадаешь в плен невероятно счастливых образов, которые возникают в твоей голове. Будто ты на бегу запрыгнул в последний вагон поезда счастья и не можешь в это поверить. И единственная мысль, которая у тебя возникает: «Как же это чертовски здорово!».
После радостного выступления Belle and Sebastian атмосфера снова наполняется меланхоличной, но приятной грустью. И как ее кульминация – выступление экспериментальных ребят из Англии – группы Alt-J. Балладность, свойственная их рок-звучанию и электронная сторона музыки еще ярче выражается, благодаря прекрасному звуковому и световому оснащению фестиваля.
Какая-то особая спаянность свойственна людям, приходящим на такие фестивали. Проходит вечер, и ты уже начинаешь узнавать лица и дышать в унисон со всеми. Потом едешь в автобусе, обмениваешься фразами и понимаешь, что вернешься сюда.
Все дело, конечно же, в открытости. Быть открытым, любить музыку, вне каких-либо рамок и ограничений стиля и жанра, и только тогда можно открыть для себя что-то новое.
Комментарии