6 февраля в Театральном зале Московского Международного Дома Музыки состоялся концерт Радика Тюлюша – мастера традиционного тувинского горлового пения, солиста всемирно известной группы Хуун-Хуур-Ту.
В этот раз Радик Тюлюш выступал с проектом «Чалама», по названию своего второго сольного альбома. «Чалама» означает цветные ленты, повязанные на ветвях дерева в священном месте Оваа в Туве. Чалама для тувинцев – это молитва, дань уважения к природе и к предкам.
Прежде всего, интересен момент с самим горловым пением. Если не знать наверняка, кажется, что вместе с голосом звучит какой-то инструмент или же, как минимум, поют несколько вокалистов. Но уникальность как раз в том, что один исполнитель извлекает от двух и больше тонов одновременно. Посредством различных техник происходит расщепление звука, получается многоголосие, которое поет один человек. И в это сложно поверить, пока не услышишь живьем и не увидишь своими глазами.
Музыка тувинского народа – музыка кочевников, людей, тесно связанных и соприкасающихся с природой, с животным миром. Отсюда и своеобразное звучание – имитация окружающих звуков, которые превращаются в песню. Слушая Радика Тюлюша, будто слышишь природу, что-то очень естественное, созвучное душе, и одновременно гармонизирующее внутреннее состояние, как если бы это были мантры или молитвы.
Вместе с Радиком, который играл на многочисленных тувинских народных инструментах, таких как игил, дошпулуур, шоор, хомус, единый музыкальный поток создавали профессионалы высочайшего уровня Геннадий Лаврентьев (табла, скрипка) и Сергей Калачев (безладовая бас-гитара). Использование классических, народных и современных инструментов – это сочетание разных эпох, и в этом и интересное звучание, и гармония. Стоит на секунду закрыть глаза, и ты уже не в красивом концертном зале, а где-то в степи, в окружении гор, вдыхаешь полной грудью чистейший воздух, слышишь тихий свист ветра, чувствуешь абсолютную свободу, паришь над временем и пространством, а над тобой – только бесконечное небо…
Музыка Радика – это атмосфера, которую особенно в полной мере можно ощутить лишь на живом концерте, когда все «здесь и сейчас», когда рождается живая музыка. Искренность и какое-то кристально чистое, как вода в горном ручье, исполнение, никого не могут оставить равнодушным. Несмотря на то, что такая музыка весьма непривычна для восприятия, она завораживает. Не только техникой исполнения и звучанием, но и особенным колоритом, ведь так или иначе в ней слышатся отголоски ритуальных, шаманских песнопений, хотя тексты никакой религиозной подоплеки не имеют. По словам самого Радика, который вкратце пересказывал смысл каждой песни перед ее исполнением, эти песни – о любви, о красоте девушки, о природе, о стилях горлового пения и т.д.
Радик также продемонстрировал всем любопытствующим и сомневающимся в реальности столь необычных возможностей человеческого голоса несколько основных стилей горлового пения, названия которых с первого раза понять и запомнить невозможно. Да и важно было не это, а возможность услышать кажущееся нереальным явление без аккомпанемента, что не оставило сомнений в правдивости происходящего и сопровождалось бурными аплодисментами удивленных и благодарных слушателей.
Радик Тюлюш исполняет как традиционные тувинские песни, так и композиции собственного сочинения, призванные раскрыть музыкальное культурное наследие тувинского народа. Несмотря на присутствие в музыке современных «компонентов», она по-настоящему народная, почти как в первозданном виде, но без жестких рамок. Она свободная, балансирующая на грани, сохраняющая традиции, и впитывающая новое, как любое явление, которое с течением времени постоянно развивается, наполняясь и углубляясь.
Текст: Анна Ржевина
Фото: Валентин Монастырский
Комментарии