Лето 2011 года выдалось для Петербурга особенно фестивальным! Одна из приятных тенденций – “экспансия” Северной столицы качественными московскими фестами . 2 и 3 июля для питерской публики произошло, пожалуй, самое приятное откровение  этого года – Усадьба. Jazz впервые и крайне удачно прошел  в городе на  Неве, в одном из живописнейших мест – на Елагином острове. Несмотря на восьмилетнюю историю фестиваль развивается  и расширяет границы не только музыкальной, но и территориальной географии.


Надо отдать должное, собрать летнюю публику, когда open-air проходят почти каждые выходные –  дело рискованное. Но, как оказалось, несколько тысяч человек искушенной публики  – вполне доступное количество для Петербурга.

Фестиваль проходил на двух сценах “Партер” и “Аристократ”. Казалось бы, названия говорят сами за себя: отчасти, да, площадки были разделены по принципу камерности и массовости. Но при этом на обеих сценах появлялись достойнейшие российские команды и международные коллективы.

Здесь сложно было говорить о фильтрованном джазе, чистый стиль  скорее больше угадывался в композициях, лившихся с камерной сцены “Аристократа”, но и “Партеру” было сложно отказать в изумительном вкусе, продемонстрированном организаторами. В целом программа состояла из сочного и многослойного пирога, замешанного на дрожжах electro, acid jazz, soul, funk, world music, etc. За два дня здесь выступили удивительные коллективы, чья музыка предназначена для самых изощренных гурманов.

Большинство молодых коллективов были питерского происхождения: за два дня здесь выступила Женя Любич, известная не только собственными музыкальными экспериментами, но и работой в составе  французского проекта Nouvelle Vague; на сцене “Аристократа” появлялся неподражаемый Андрей Кондаков с electric project и ансамбль Ольги Абдуллиной и Григория Воскобойника Sunkissed Jazz Band, Billy’s Band Sextet раскачал “Партер” специальным расширенным джазовым составом.

Женя Любич покорила пастельной нежностью и легко-ироничным заигрыванием с “залом на траве”, исполнив свои русские и английские песни. А популярную “Russian Girl” исполнила как всегда в обнимку с гавайской гитарой и подпеванием всего Масляного луга.

Guru Groove Foundation во главе с обворожительной певицей и актрисой Татьяной Шаманиной в реальном времени смешивали соул и фанк, джаз и хаус, электронику и сочные живые инструменты. Рваные пульсирующие  ритмы, нанизанные на темпераментный массивный вокал, дерзкое заигрывание с публикой и настоящий европейский саунд поразили посетителей Елагина острова.


В то время как в “Партере” зажигали GGF, на сцене “Аристократа” появился не имеющий аналогов  в России коллектив Алексея Айги – 4`33. Его тревожная, многослойная, построенная на эксперименте со  звучанием и жанровой стилистикой симфо- музыка вызывает у каждого слушателя самые сокровенные аллюзии. 

Тем временем в “Партере” с непередаваемым обаянием и нарочитой манерностью уже голосил Олег Скрипка, привезший с собой настоящее джаз-кабаре, реставрировавшее в глазах изумленной публики джаз 3о-х годов во Львове, где перемешались французский шансон, украинская лирическая песня и классический рок-н-ролл.

Главным сюрпризом площадки “Аристократ” стало выступление Жан-Жака Мильто – короля диатонической губной гармоники и странствующего гения-министреля, успевшего поиграть с большим количеством мировых звезд, но оставшимся все таким же скромным парижским  парнем.

Закрывала первый день фестиваля волшебная Нино Катамадзе с группой Insight. Щедрое сердце и мощная шаманская энергетика в который раз покорили сотни человеческих душ, доказав безграничность музыкального языка.

Второй день фестиваля радовал стилевой и мелодической эквилибристикой не меньше, чем первый. “Аристократ” посетили молодые и яркие джаз-банды:  притягательный Acoustic Quartet и Аня Чайковская и солянка из талантливых инструменталистов  Electric Project Андрея Кондакова.

На разогреве “Партера” балагурили Markscheider Kunst, как всегда огорошившие жгучим инструменталом и форменным беспределом на сцене.

Невозможно прекрасный русско-американский проект Mass Ave, состоящий сплошь из выпускников Беркли, отнюдь не отличился академизмом и замесил первостатейный фьюжн во главе с безбашенной королевой Бродвея – Андреа Дора. Эта вокалистка буквально взорвала “Партер бесовским темпераментом голоса и притягательностью  пластики. Спетый напоследок а капелло “American Boy” (Estelle feat. Kanye West) заставил влюбиться слушателей в Дору навсегда.

Billy`s Band Sextet заразил “Партер” романтикой алко-джаза, погрузив публику в чарующий мир хриплоголосых блюзовых баллад и сумрачно-уютных историй.

В то же время на сцене «Аристократ», проходило долгожданное выступление Avishai Cohen trio. Израильский музыкант виртуозно выводил пассажи на контрабасе, вводя собравшихся в состояние приятного транса.

Главным событием последнего дня фестиваля стало выступление бельгийского коллектива Zap Mama. Изысканное ангельское многоголосие джаз-фолковых  див во главе с прекрасной Мари Долн в сочетании с неудержимой темпераментностью вызвали у публики бурный восторг.

Фестиваль подарил почти растаманское отдохновение, долгоиграющую гармонию музыкальных сфер и непередаваемую атмосферу свободы! В ожидании следующего раза…

все фото УСАДЬБА. JAZZ

о. фоминых

Чтобы быть в курсе последних событий в мире музыки и не пропустить новинки своих любимых артистов, подпишись на Apelzin.ru в социальных сетях ВКонтакте, Твиттер и Фейсбук.