Честно признаюсь: да, это я задержала концерт From Monument to Masses в столичном клубе 16 тонн 14 ноября. Мы болтали больше получаса, и даже этого было мало, потому что в этих ребят трудно не влюбиться! Но есть и ещё одна сторона дела – они просто невероятно умны! Можно называть их политиками, идеологами и прочими страшными словами, а по мне, так они Люди с большой буквы, думающие об обществе, о людях, о будущем, в конце концов.
Серджио, Френсис и Мэттью только прилетели из Франкфурта, и, как оказалось, ещё ничего толком в Москве не видели.
Какие у вас впечатления от постоветского пространства? (они ещё в Чехии выступали – прим.авт.)
Мэттью: “Мы только сегодня прилетели, и у нас не было времени освоиться. Но это ужасно интересно, просто очаровательно – находиться в бывшей социалистической стране! мы видим опыт последних десятилетий, свободный рынок”.
Фрэнсис: “То что я успел заметить, пока ехал, это макдональдсы, магазины, всё как в США, но макдональдсы это что-то очень интернациональное. Однако, также мы увидели и роскошь, например, роллс-ройсы. Я не могу позволить себе это в США, большинство людей там не могут себе такого позволить. Но это есть в Москве. Это такая поляризация доходов населения”.
Вы останетесь на пару дней?
Мэттью: “Конечно, мы видели Москву только с дороги. Например, успели заметить великолепную древнюю архитектуру, но также и современные здания, множество огней, как в Лас-Вегасе. У нас есть гид, и завтра мы пойдём на экскурсию, хотим остаться на пару дней”.
Фрэнсис: “Особенно мне нравится просто разговаривать с людьми, наблюдать за их повседневной жизнью, как они идут на работу и возвращаются с неё. Просто наблюдать, это то, что я и дома делаю”.
В свете сложных отношений между Россией и Америкой у вас есть какое-то особое послание россиянам?
Мэттью: “Я знаю лишь немногих русских. Я родился во время холодной войны, и когда рос, никогда не встречал русских туристов или эмигрантов. И вся информация о России была мягко говоря негативной. Но я вырос и узнал больше, я стал путешествовать и, думаю, понял новую политическую ситуацию, что люди по-новому взаимодействуют. Это критически повлияло на меня. Знать то, какие политические процессы происходили, очень важно, а также то, что революции, которые меняли жизнь масс, приносили и много негатива. Смысл нашей музыки в том, что изменения ещё возможны. Те изменения, которые на уровне общения людей, от человека к человеку, каждый учит каждого, как быть вовлечённым в политику, как понимать её и работать в группе и двигаться дальше совместно. У нас в США действительно катастрофичная ситуация с политической системой и уже давно, и сейчас, когда мы избрали Барака Обаму, это действительно волнующее время, когда можно ожидать перемен. Но американцы стали очень циничными, потому что они перестали верить в то, во что верили долгое время, ведь одновременно с этим информация фальсифицировалась. Я не знаю, можем ли мы сказать сейчас что-то особенное россиянам, но у нас есть идеи и они для всех, кто слушает FMTM, и способен принимать решения сам”.
Музыка может быть достаточным материалом для политического воздействия?
Серджио: “Мы не единственная группа политического направления. Музыка сама по себе обладает способностью завлекать и захватывать. Но мы никогда не думали даже о роли музыкальных лидеров, которые говорят людям, что надо делать, и как надо думать. Людям больше нравится музыка как вовлечение в общество. Это то, чем мы занимаемся, не рассуждая, лучше или хуже наши творения, чем любые другие.
Но мы счастливы и когда люди наслаждаются нашей музыкой безотносительно политической подоплеки. Ведь музыка это и развлечение тоже. Но мы сами не отделяем её от политического контекста, а наоборот, мы их совмещаем.
Ещё я хотел бы добавить в качестве ответа на предыдущий вопрос. Говоря об отношениях России и Америки, мы не можем говорить за большинство, может быть американцы, чьи предки жили в Европе, думают совсем иначе. А я филиппинец, Фрэнсис – кореец. Во время холодной войны страшное противостояние между Россией и США захватило и весь остальной мир, в том числе и мою историческую родину. Мир раскололся. Сегодня всё изменилось, но сегодня мир разделён на богатых и бедных. Есть нации, которые живут полностью в нищете. И у нас тоже малый процент очень богатых людей, это тоже наша проблема. «Дух Америки», «американская мечта» – это слова из прошлого. Мы выросли и поняли, что то, во что мы верили уже ничего не значит. И хорошо, что мы имеем возможность сейчас встречаться с русскими людьми, чтобы лучше понять ситуацию”.
Чем, кроме сочинения музыки, вы занимаетесь, чтобы выразить свои политические убеждения? Или вы ограничиваетесь только музыкой?
Серджио: “Я занимаюсь визуальным искусством и дизайном, делаю работы для разных организаций. В обычной жизни я тоже делаю видео, клипы. Это помогает мне претворять в жизнь идею о вовлечении людей”.
Фрэнсис: “Вне сцены я видеомонтажёр, я монтирую видео и музыку, работаю над картинкой, в том числе над документальными материалами, делаю небольшие документальные вещи. У меня доминирует визуальное восприятие. Мы берём сэмплы из телепрограмм, документальных записей и добавляем их в музыку”.
Мэттью: “По профессии я строитель. В США существование творческого человека очень дорого, музыка не может оплачивать счета. А всемирная известность и супергонорары – это мы не считаем реальностью. Такова экономика США, что люди не платят музыкантам очень много, а правительство не заинтересовано в том, чтоб поддерживать людей музыки. Поэтому баланс моей повседневной жизни зависит от моего места работы. Но и для моей профессии, и для моего творчества очень важно, что я веду политическую работу в жизни, на форумах. Это развивает меня культурно и как профессионала. Я работаю как человек искусства над музыкой в группе FMTM, но я не думаю, что мог бы делать это по-настоящему компетентно, если бы не старался образовывать себя в политическом плане. Также важно участвовать в общественных организациях моего родного города. Баланс удерживать нелегко, чтобы одновременно работать и участвовать в общественной жизни. Но я стараюсь, зарабатываю себе на хлеб. Есть 3 важных вещи в моей жизни: музыка, моё творчество, моя профессия и навыки, и моя политическая заинтересованность в обществе”.
Думаю, ваша аудитория должна быть ограничена хотя бы уровнем информированности? Кто эти люди, вы общаетесь с ними?
Фрэнсис: “Мы счастливы, что смогли осуществить этот тур как FMTM, и сегодня это последний концерт. Не знаю, есть ли какие-то точные определения нашей аудитории. В Сан-Франциско мы знаем своих поклонников, это разные люди, например, музыканты, которые сами знают эту кухню или даже люди, увлекающиеся хардкором. Всё определяет сложность того, что мы делаем. Почти в каждом есть немного интереса к политике или к музыке, и это здорово”.
А кого бы вы ещё хотели привлечь в ряды своих поклонников, может быть, детей?
Серджио: “Ну мы не думали об этом всерьёз, но у нас есть молодые слушатели в старших классах школы. Естественно, мы играем и для тех, кому 21 и больше. Мы видим перспективу, как музыкальную, так и политическую”.
Мэттью: “Вероятно, всё же существует абсолютно наша аудитория. Мы видим тех, от кого получаем электронные письма, кто приходит на концерты: «Привет, я старшеклассник!». И причина этому прежде всего музыка. Я имею в виду, что музыка доступна каждому. Миллионы людей в США не испытывают ни малейшего интереса к рок-музыке. И это нормально. Но есть люди, которым действительно нравится то, как мы играем, и почему это делаем. Это молодые люди, которые сейчас взрослеют, они живу, возможно, в пригородах мегаполисов и чувствуют радость от своей принадлежности к культуре, от своей «самости». Когда они находят нас через наш лейбл, через MySpace или в местных музыкальных магазинах, они видят, что наше творчество чем-то отличается от другого, что оно сочетает в себе и музыку, и политические идеи, которые я, например, не мог узнать ни в школе, ни от родителей. Те, кто к нам присоединился, кому с нами по пути, пишут нам письма с благодарностями, и это правда замечательно!”
Серджио: “А ещё молодые люди придумывают свои проекты, опираясь на наши идеи. Однажды был организован танцевальный проект, очень интересный по своему решению. Великолепный перформанс, 20 человек на сцене. Музыка – это же путь к личной свободе. Это не только твой образ мыслей, но и твоя деятельность. Делай то, к чему тебя она призывает! Ты можешь быть врачом, инженером, юристом, – музыка меняет то, чем ты живёшь! Нам нравится, что есть отдача, особенно среди старшеклассников в США. Это чудесно”.
Это простые люди, а как насчёт знаменитостей? Вы встречались когда-нибудь с Наумом Хомским, с которым многие знакомятся через ваше творчество?
Фрэнсис: “Ни разу не встречались, но надо. Это было бы действительно полезно, ведь он выдающийся человек на все времена, для всех людей. Он на самом деле очень открытый, обожает говорить с людьми. И я думаю, это то, что нам необходимо у него перенять”.
Мэттью: “Да, причина, по которой мы смогли использовать записи его лекций, в том, что он настаивает на возможности совместной работы, даёт карт-бланш любому, кто хочет его записать, использовать интервью с ним, выкладывать их в сети. Ему оказывают стопроцентное уважение.
Есть такой книжный магазин в Окленде, другой такой в Шотландии, в Эдинбурге, это политический магазинчик. Самое классное, что они делают записи интересных выступлений, у них своя рекорд-студия, и они дают разрешение на использование их музыки в сэмплах. Они дают возможность работать. Есть и другие организации, предоставляющие ту же возможность. И конечно же, многие писатели, юристы, мыслители и знаменитости открывают доступ к своим выступлениям, не ставят копирайт”.
А какой смысл вы вкладываете в цитаты из речей Джорджа Буша?
Фрэнсис: “Это сатира. Люди часто слушают лидеров, которые расписывают им перспективы будущего. Я наблюдаю это в Интернете, и что самое интересное, это когда кто-то пытается определить перспективу для всего мира. Что это значит? Это заставляет людей задуматься. Мы обращаем на это внимание в своих композициях. Это звучит как диалог, которого, конечно, не было, но вы слышите это, видите сильный контраст. Иногда люди слышат то, что Буш говорит какую-нибудь глупость и им интересно доказать, что он дурак. Но в то же время опасность в том, чтобы всерьёз воспринять производимое им впечатление. Это ведь работа его спичрайтеров и имиджмейкеров. Мы можем сказать: ха-ха, какую глупость он говорит! Но также можем посмеяться и сказать, что это опасно, ведь за этим что-то кроется”.
Мэттью: “Это всё использование иронии. Есть музыканты типа Алана Джексона, которые спекулируют понятием «Америка» и «Вы знаете, какая великая держава Америка». Поэтому когда мы используем цитаты из выступлений лидеров Америки как сэмплы, люди слышат слова Буша об Америке в наших композициях и думают: «Ого, они что, поддерживают Буша?», а потом понимают, что за этим что-то стоит”.
Музыканты тоже участвуют в большой политике, и часто очень успешно. Это Даниэль Баренбойм, Эмир Кустурица(он тоже играет в группе), Боно. Вы бы хотели подняться до их уровня, войти в эту команду?
Серджио: “Боно очень успешный музыкант, состоятельный, и может позволить себе заниматься чем угодно. Многие знаменитости декларируют какие-то политические перспективы, но только для самопиара. Хотел бы я влиться в это движение? Возможно, только чтобы поучаствовать в каком-то общем деле”.
Мэттью: “Очень важная вещь, которая касается FMTM, то что мы не любим выставляться. Мы против монументальности, мы против высказываний типа: это то, во что вы должны верить. С другой стороны, я на сто процентов открыт для сотрудничества с другими смотрящими в будущее музыкантами и политиками, писателями для того, чтобы создать что-то совместное. Со всеми, кто способен на революцию в своём сознании, кто пытается изменить существующий порядок. Мы хотим изменить не только мир музыки, но и образ мыслей, идеалы”.
Серджио: Мы хотим вовлечь людей, чтобы соединить их образ мыслей, их стандарты в нечто новое.
Ребят ждали поклонники, готовые быть вовлечёнными в политическую игру группы FMTM: Френсис на барабанах, Серджио на басу, синтезаторе и сэмплере, Мэттью на гитаре. Кто-то скажет, на концерте электронной группы можно мало что услышать, что бы разительно отличалось от студийной записи, но это не о группе FMTM. Страсть, с какой Серджио ласкает свою гитару, мокрая майка Френсиса, энергичная игра Мэттью, их лица – вот настоящая суть музыки FMTM. Их внимание к залу, их открытость – самый мощный политический инструмент, который могло изобрести человечество.
А в Москве тем временем выпал первый пробный снежок. Как их первый визит в Россию. Приятно и символично…
Комментарии