3-е ноября. Прохладный, но не обжигающе холодный осенний вечер. Хорошее, но слегка подпорченное усталостью и сломанной челюстью настроение. Хочется спать и плясать. Хочется пива, но нельзя. Сегодня я впервые за 15 лет иду на одну из своих любимых русскоязычных групп. Сегодня я иду на Сплин, которых слушаю с 7 лет, с первого альбома.
Как сейчас помню: мы во 2-3 классе, и мы передаем мою кассету с “Гранатовым альбомом” по двору. Потом приехал приятель из Белоруссии того же возраста, привез “Фонарь под глазом”. Потом покупаю “Коллекционера оружия”, а на нем, как ни странно, тоже записан “Фонарь под глазом”. Немного жалко, но теперь у меня есть свой ”Фонарь под глазом”.
Время шло, жизнь менялась, Сплин менялся, и в каждый новый этап моей жизни врезалась новая строчка Саши Васильева.
Мы стоим у клуба и неспешно продвигаемся ко входу. Строгие охранники смотрят паспорта у всех. Накрапывает дождик. Люди почему-то бесят.
На билете написано “Сплин – Летела жизнь”. Любопытно, что эта песня так и не была исполнена, что не может не радовать, поскольку ничего более безликого у группы, на мой взгляд, еще не было. Конечно же, Александр Васильев терпеть не может рамок и стремится к авангарду даже в этом плане. Хотя название концерта можно интерпретировать и по-другому: группа взяла нас с собой в стремительный полет через почти все хиты группы, от “Будь моей тенью” до “Корабль ждет”, и лично я вспомнил, как летела моя жизнь вместе с этими песнями. Но об этом совсем скоро, примерно через абзац.
Зашли в клуб, сдали куртки, встали примерно посередине. Кольцо из столь раздражающих меня людишек постепенно смыкается, но я на многих концертах был самых разных, мне не привыкать. Обнял руками свою девушку сзади, оберегая ее от локтей и наглецов, желающих пролезть туда, куда пролезть уже невозможно.
Почему-то уверен, что моих любимых песен почти не будет. Смотрел сет-листы – вроде бы играют, в основном, “Сигнал из космоса”, а я хочу “Коллекционера” и “Фонарь”. Это при том, что на ластэфэме альбом “Сигнал из космоса” у меня занимает чуть ли не первое место по прослушиванию вообще. Это странно. Все так странно. Все так странно и красиво. Беззвучно? Ага, конечно.
Звук прорвался в Milk неспешным сигналом из космоса, затянувшимся минут на 10. Видимо, Васильеву необходим сеанс коммуникации с инопланетными существами перед каждым концертом. Толпа скандирует: ”Васильев! Васильев!”. Немного несправедливо по отношению к остальным, но, чего уж там, Сплин – это в первую очередь Саша Васильев. Хотя из первого состава, помимо него, еще Коля Ростовский. Правда, он уходил, но вернулся.… Впрочем, биография Сплина – это не то, что меня интересует в данный момент. Вернемся к концерту.
Музыканты вышли на сцену где-то в 20:50. Начали с “Линии жизни”, сразу поставив весь зал на уши, и далее сыграли такой потрясающий Грейтест хитс, которого я ну никак не ожидал.
Я подпевал сквозь зубы, не взирая на сломанную челюсть, начиная со скороговорок “Больше никакого рок-н-ролла”. Я чуть с ума не сошел, когда услышал “Будь моей тенью”. Я словно попал в сказочный лес, потому что ранний Сплин – это лес, средний Сплин – это город, а поздний Сплин – это космос. Я мерно покачивался под “Приходи”, на данный момент моя любимую песню Сплина, которая много теряла без Коли Ростовского, но с его возвращением все встало на свои места.
“Праздник” и “Бонни и Клайд” прозвучали в новых, мною доселе наслышанных аранжировках, и первая из жесткого атонального боевика превратилась в настолько трогательную и красивую песню, что, в случае наличия ее студийной версии, я бы, наверное, несколько дней слушал на рипите. Слова “Жили люди, жили, жили и не выжили” в такой версии звучат как нож по сердце (в первоначальной версии они были как тесак по черепу). Она даже красивее “Сиануквиля” получилась, честное слово!
Новая версия “Бонни и Клайда” (хотя, наверное не новая – мне сказали, что удививший меня сет-лист уже частенько исполнялся группой), наоборот, показалась слишком перегруженной электроникой и ненужными экспериментами с дилеем в конце, но сам факт ее исполнения не оставил меня равнодушным. Да и невозможно ничем такую красоту испортить.
На “Корабле” все весело попрыгали, и я в очередной раз пробормотал одну из своих любимых мантр: «Я думал, жизнь полна кошмаров, вурдалаков, санитаров – вышло все как раз так».
Был и стишок “Мы пилим бюджет”, по содержанию совершенно не в духе Васильева, по форме – как раз такие яркие рифмы и созвучия, которые он так любит. Моя девушка потом сказала, что на этом стишке голос Васильева особо сексуален. Да, черт возьми!
Один из самых epic of epic epicness концерта – “Весь этот бред”. С плеч словно груз упал на время этой песни, жизнь стала простейшей, воздушной и сладкой, со вкусом утреннего поцелуя любимой в выходной. Саня поет ее в 40 лет так же, как и в 25.
Что еще? Еще я чуть не заплакал на “Время, назад!”, впервые за лет 5 заново вслушавшись в текст: «Книга открыта на самой последней странице. Сколько все это продлится?». Подумал о том, что все концовки известны наперед, и не ждет ничего интересного. И это всё, что мы сделали здесь друг для друга.… Хотя могли бы больше. Что-то мы отвлеклись.
Несколько слов о музыкантах.
Меня просто поражает юношеский задор Александра Васильева, когда человек в 40 лет такой живчик, когда он поет каждую свою песню с улыбкой на лице. Даже пасмурные вещи вроде “Остаемся зимовать” и “Скажи”. Но человек вечера для меня – это всё-таки Вадим Сергеев. Ровесник Саше Васильеву, в очечках и аккуратной рубашечке, напоминающий не то достопочтенного отца пятерых детей и верного работягу-мужа, не то исполнителя авторской песни. Меня просто поражает невозмутимость этого человека, любящего выкурить сигаретку под не слишком длинную песню. С неизменной сигаретой и с минимумом партий. Я даже расхохотался на “Тебе это снится” – у него там за всю песню, если я не ошибаюсь, один аккорд, обработанный не то квакушкой, не то фейзером, через каждые два такта на припеве. И когда он играет это со своим невозмутимым видом и отстраненным взглядом, который, как мне показалось, был сосредоточен весь концерт на одной точке где-то в правой части зала, это выглядит и звучит, прям таки, брутально! Обычно он, судя по фоткам, совсем не улыбается, но в этот вечер он улыбнулся два раза, один даже широко. Очень хочу посмотреть, каков он в составе Zorge, где на гитаре ему приходится больше играть.
Ну, и Саша Мещеряков откровенно рубился. Приукрашивая и без того жесткие вещи вроде “Феллини” (которая началась спокойно, как на альбоме, но постепенно набрала силу и превратилась в пушечное ядро) или “Гандбол” мощными проходками и брейками, он заставлял прыгать весь зал. И мне кажется, именно с его энергетической наводки зал требовал выхода на бис, стуча ногами по полу со скоростью кардана. Мне казалось, мы провалимся.
Бис потрясающий, как и весь концерт. Ярчайший финал “Мое сердце” (Саша сыграл первый куплет так, словно он пьяный кантри-музыкант 60-х из какого-нибудь Новоорлеанского захолустья), и музыканты кланяются. А Саша Васильев скачет, счастливый и искренний.
Концерт кончился. Звуком лично я остался доволен: было слышно каждое слово, все инструменты, а больше ничего и не нужно. Конечно же, давка, которую как-то умудрялись контролировать господа охранники, за что им низкий поклон. Как всегда, умники, кричащие “не давите, не давите”, словно это делает один человек, который, услышав это, одумается и давить перестанет. Как всегда. Меня уже давно это не угнетает, тем более после такого действа.
Перед сном мы с девушкой упорно пытались сосчитать все исполненные песни, время от времени вставляя фразу “как это было круто”. Насчитали 25 песен, почти не ошиблись.
Да уж, на моем первом концерте одной из моих самых любимых русскоязычных групп Александр Васильев порадовал так порадовал. Я уже и не сомневаюсь в том, что он прилетел сюда с других планет. Всех нас порадовать! Всех нас порадовать! Всех нас порадовать!
До встречи, мой Сплин.
Сетлист концерта Сплин в клубе “Milk”:
- Линия жизни
- Больше никакого рок-н-ролла
- Приходи
- Настройка звука
- Мы пилим бюджет (стишок)
- Корабль
- Праздник
- Будь моей тенью
- Выпусти меня отсюда
- Бонни и Клайд
- Весь этот бред
- Время, назад
- Тебе это снится
- Остаемся зимовать
- Новые люди
- Письмо
- Феллини
- Скажи
- Маяк
- Орбит без сахара
- Мы сидели и курили
- Гандбол
- Вниз головой
- Выхода нет
- Романс
- Мое сердце
Комментарии