Можно услышать самые разные отзывы об Эдриане Тоусе. Кто-то назовёт его основателем трип-хопа, хотя сам Трики себя таковым не считает, более того – даже не относит свою музыку к этому стилю. Впрочем, двадцать лет назад, когда вышел его дебютный альбом, понятие трип-хоп было весьма абстрактным – стиль находился в процессе формирования, и, конечно, нет смысла отрицать, что зародился он именно на бристольской сцене (хотя DJ Shadow и Джеймс Лавелль из UNKLE вполне могут поспорить с этим утверждением) при непосредственном участии Трики.
С другой стороны, многие винят Тоуса в том, что ему так и не удалось превзойти свой первый альбом “Maxinquaye” (1995). Каждая новая работа музыканта из Бристоля – новый поиск себя, эксперименты с разными жанрами, игра с полутонами полушёпотом. И, конечно, с тех времен, как распался их творческий союз с Мартиной Топли-Бёрд, любой альбом Трики – это масса приглашённых участников, каждый из которых плетёт свою нить в этой паутине звука. В новой записи приняли участие Oh Land, DJ Milo, Франческа Бельмонте, Рената Платон, Энн Дао и даже китайская рэперша Айви, а давний коллега Трики, барабанщик Люк Харрис, выступил ещё и в непривычной для себя роли вокалиста. Этот альбом в большей степени носит характер коллаборации, нежели другие релизы Трики, и, возможно, именно благодаря этому Тоусу наконец удалось то, чего от него ждали все эти годы – дотянуться до уровня “Maxinquaye”, а по мнению некоторых критиков – даже превзойти его. Именно этот факт сделал очередное выступление музыканта в Петербурге таким долгожданным.
На новом альбоме Трики свёл участие приглашённых вокалисток к минимуму, в поисках нового звучания приняв решение сосредоточиться на мужском вокале вместо более привычного женского. Возможно, именно этим было обусловлено то, что ни Франческа Бельмонте, которая в прошлом году выпустила дебютный сольный альбом на лейбле Трики “False Idols”, ни какая-то другая женщина не вышла на сцену в этот вечер. Состав группы был сведён к минимуму: барабанщик, гитарист и сам Эдриан. Отсутствующие бас и вокал были восполнены семплами. Жёсткие барабаны и перегруженная гитара поверх фонограммы – не то, чего ждёшь от концерта исполнителя, которого всё-таки принято связывать в первую очередь с трип-хоп сценой. С одной стороны, звучит не так и плохо вкупе с экспрессивностью исполнения Трики. С другой – закрадывается подозрение, что перед нами откровенная халтура, которое усиливается, когда посреди выступления в зале отключаются и звук, и свет. Такие форс-мажоры случаются, но тот факт, что на недавнем выступлении в Киеве музыканты также исчезли со сцены на полчаса, сославшись на технические проблемы, не добавляет оптимизма.
Каким бы притягательным ни было мрачное обаяние Трики, всё же не хватало полноценных аранжировок и вокалистки. Что ни говори, именно формула «противостояния» мужского и женского вокала привела его к успеху. Шаманская энергетика и экспрессивность Тоуса, несомненно, компенсируют многие минусы выступления. Особенного эмоционального накала зал достиг во время исполнения ключевой композиции нового альбома – “Boy”, которая рассказывает историю детства Эдриана – бристольского мальчика, страдающего от астмы и потерявшего мать в возрасте четырёх лет, толком не знавшего отца и росшего с любимой бабушкой. Герой оказывается на улице и проводит время, куря траву и угоняя машины. На тот момент, когда юный Трики встретил Мартину Топли-Бёрд, записал с ней песню “Aftermath” и подписал свой первый контракт с рекорд-лейблом, у него не было постоянного места жительства, зато был обширный опыт продажи психоделиков и травки и срок в тюрьме за распространение поддельных банкнот. Так что сам факт того, что Тоус провёл этот вечер на сцене, а не на нарах – удивительное подтверждение того, что настоящий талант всегда найдёт свой путь.
Комментарии