Если в природе существуют “золотые середины”, то в heavy metal это, безусловно, Grave Digger.
Grave Digger был создан в олимпийском, 1980-м году, Кристофом “Крисом” Болтендалем. История появления на свет группы со столь жизненеутверждающим названием чем-то сильно напоминает историю возникновения другого крайне популярного в советской стране рок-коллектива. Добродушный и милейший в повседневной жизни Болтендаль, тогда 18-летний уроженец немецкого города Гладбека, устав от штудирования английского словаря в поисках “звучащего” названия решил сделать свой выбор в пользу “grave digger” (“могильщик”). По мнению Криса это было “идеальное название для группы, играющей heavy metal”.
Свой первый альбом heavy metal группа Grave Digger выпустила в 84-м. Назывался он “Heavy Metal Breakdown”. А ведь как известно, яхты плавают так, как их назвали, и для Grave Digger этот альбом стал подлинным “прорывом”. “Heavy Metal Breakdown” вряд ли мог похвастать виртуозными партиями, даже напротив, все риффы, включая будущую “классику”, “Headbanging Man”, заглавную “Heavy Metal Breakdown” и “Yesterday”, были весьма простецкими. Но драйва в музыке Grave Digger было больше, чем может вместить английское слово “drive”, и “Heavy Metal Breakdown” был, можно сказать, “образцовым heavy metal альбомом 80-х”. У огромной армии поклонников тяжелой музыки в СССР середины-конца 80-х “Heavy Metal Breakdown” почитался наравне с работами таких монстров жанра, как Iron Maiden, Ozzy или Accept. “Heavy Metal Breakdown” был записан Крисом Болтендалем (вокал), Питером Мэссоном (гитара), Вилли Лакманом (бас) и Альбертом Экскардтом (ударные).
Уже через год, в 85-м, состоялась первая “историческая” перетряска состава, и от исходного квартета остались лишь Болтендаль и Мэссон. В том же году вышел следующий альбом, “Witchhuner”, явно проигравший своему могучему предшественнику, и оставившему в будущем концертном “сете” только заглавную песню. Еще через год группу покидает и Мэссон, на место приходит гитарист Уве Люлис, на многие годы ставший основным и единственным композитором группы. С Уве “на борту” Grave Digger в 86-м выпускают “War Games”, гораздо более интересный, нежели “Witchhuner”, альбом. Но что-то не ладно в Федеративной Республике Германии, и фирмачи из выпускающей компании, Noise, уговаривают “могильщиков” сменить название на более благопристойное, “Digger” и записать альбом, ориентированный на FM-станции Соединенных Штатов Америки, Дэвида Ли Рота и Макдональдсы. “Stronger Than Ever” (87) оказывается, вопреки названию, самым слабым звеном, плохо продается и доводит группу до развала.
В начале 90-х Болтендаль и Люлис решают заново создать группу, которая вскоре встанет во главе “второй волны немецкого heavy metal”. Grave Digger начинают с нуля, концертов в школьных залах и демо-ленты “The Return of The Reaper” (92). Спустя год Noise выпускают первый альбом нового Grave Digger, “The Reaper” (93), самый быстрый из всего непочатого творческого наследия немецких металлистов. “Старуха с косой” (именно так следует переводить “The Reaper”) немедленно пожинает плоды: Grave Digger возвращается на большую сцену. Реверансом своим поклонникам “диггеры” тут же выпускают “extended play” “Symphonies of Death” (94), “мини-альбом” из 6 песен, каждая из которых украсила бы любой альбом любой power или speed metal группы. (Японским “металлистам” повезло несколько больше: местное издание “Symphonies of Death” было дополнено “кавер-версией” AC/DC “Sin City”.) “The Reaper” и “Symphonies of Death” записали: Болтендаль, Люлис, Томи Готлих (бас) и “барабанщик всея Северной Европы” Йорг Михаэль (Avenger, Rage, Running Wild, Grave Digger, Stratovarius и многие, многие другие).
Крайне крепкий альбом “Heart of Darkness” (95), главная тема которого возникла из одноименной книги и нашумевшего фильма Фрэнсиса Копполы, стал своего рода интродукцией к следующей работе Grave Digger, увидевшей свет через год. Томи Готлих (для которого этот альбом стал последним в составе Grave Digger) частенько проводил выходные и праздничные дни, катаясь на мотоцикле по дорогам Шотландии. Именно ему принадлежит идея написать песню на тему батальных будней прошлого Шотландии. Идея была подхвачена Крисом и быстро начала обрастать как снежный ком. Так на свет появился первый в карьере Grave Digger т.н. “концептуальный”, объединенный общей темой, альбом. “Tunes of War” (96) охватил всю историю независимой Шотландии от окончательного выдворения пиктов и образования единого государства до времен якобитов, принца Чарли “Красавчика” и финального поражения англичанам в 18-м веке. Мало того, что это был крайне удачный в музыкальном и “хитовом” плане альбом, с которым “диггеры” переплюнули успех “Heavy Metal Breakdown”, им еще и весьма подфартило: выход “Tunes of War” совпал с пиком волны популярности к/ф “Храброе Сердце” с бесстрашным Мелом Гибсоном в роли Уоллэса. (Grave Digger выдали на гора и свою версию истории шотландского героя: сумасшедше быстрая “Braveheart” была самой агрессивной песнью на альбоме.) “Tunes of War” в первые же месяцы продался тиражом в несколько сот тысяч экземпляров только в континентальной Европе. Один шотландский клан, Каванна, “за правдивое описание истории шотландского народа” даже премировал четырех немецких металлистов почетным членством в своих рядах. Все действо носило несколько шутейный характер, который, однако, не уловили “масс-медиа”, в том числе и российские, тут же раструбив по всему миру о серьезности и важности произошедшего события. В той же Шотландии Grave Digger снимают 2 клипа на самые “ударные” песни альбома, “Rebellion” и “The Dark of The Sun”, которые активно транслирует MTV. “Tunes of War” стал первым альбомом для нынешнего барабанщика группы, Штефана Арнольда (ex-Grinder).
Дабы развить успех “Tunes of War” Grave Digger в 98-м выпускают сиквел, следующий “концептуальный” альбом, “Knights of the Cross”, повествующий о зарождении и таинственной кончине ордена рыцарей-храмовников. “Knights of the Cross” был не столь агрессивен, как “Tunes…”, но основной акцент был смещен на мелодику песен, количество “хитов” среди которых было, по крайней мере, не меньше, чем на мегауспешном предшественнике. В 98-м в группе появился Йенс Бекер, бывший басист легендарных Running Wild, вошедший в историю heavy metal на таких альбомах, как “Port Royal” или “Death or Glory”.
Окончание “средневековой трилогии” настало в 99-м с альбомом “Excalibur”, основанном на легендах артуровского цикла. Это был еще и конец большого периода в истории Grave Digger: после долгих лет сотрудничества пути Болтендаля и Люлиса разошлись, при чем со скандалом. За Крисом остается и название, и музыкальное наследие коллектива, а гитарист начинает заново, организуя собственную группу “Rebellion”. Еще через год Grave Digger покидают свой прежний лейбл, G.U.N., напоследок выпуская на нем один полагавшийся по контракту альбом: концертную запись выступления группы на крупнейшем европейском “металлическом” фестивале Wacken Open Air, “Tunes of Wacken”. К этому моменту в группу был рекрутирован один из самых одаренных гитаристов Германии, Манфред “Манни” Шмидт, бывший участник Rage, вернувшийся на сцену после длительного перерыва. В группе также появляется постоянный клавишник Ханс-Питер Каценбург, скрывающийся на время концертов под гримом “The Reaper”, талисмана группы.
В таком составе, Болтендаль-Шмидт-Бекер-Арнольд-Каценбург, в 2001-м записывается самый тяжелый альбом Grave Digger, “The Grave Digger”, первый “неконцептуальный” за многие годы. Однако, группа быстро возвращается и к привычному звучанию, и к привычной “концепции” на двух последующих альбомах, “Rheingold” (2002) и “The Last Supper” (2005). В 2005-м Grave Digger отметили свое 25-летие, выпустили по этому случаю юбилейные DVD и концертный альбом “25 To Live” и взяли годичный отпуск, связанный, в первую очередь с рождением первенца в семье Болтендаля.
В настоящее время Grave Digger закончили запись нового альбома “Liberty Or Death”, выход которого намечен на февраль 2007 года.
Комментарии