Сотни лет назад шаманы и летописцы, кельты и скифы воспевали в своих былинах и сказаниях нечто, что под натиском популярной культуры, включая наиболее популярную культуру – христианскую, оказалось почти забытым. Сотни лет эти «примитивные люди» формировали фольклор, народные напевы, выходящие далеко за рамки пресловутых 4/4 и 2/4, доминирующих в ротации радиостанций и музыкальных каналов. И лишь теперь, почти потерянное наследие возвращается к жизни в совершенно новом оформлении.

Новый альбом, а точнее медиа-проект, исландской певицы и композитора Бьорк, обещающий вновь стать самым неожиданным экспериментом года, а, возможно, и самым громким музыкальным прорывом ближайших лет, вышел в продажу по всему миру. Теперь каждый желающий может насладиться гармонией звука, природы и технологии: услышать, увидеть, потрогать и даже преобразовать этот удивительный симбиоз.

«Перемен требуют наши сердца!», – как бы каждый раз кричит эксцентричная исландка. Проект “Biophilia”, объединивший в себе как стандартный музыкальный компакт-диск, так и ряд инноваций, таких как приложения для iPad 2, камертоны, настроенные на каждую из композиций и специально изобретенные музыкальные инструменты, включая адаптированную катушку Теслы, не просто демонстрирует столь обожаемое Бьорк техническое превосходство, но, что более важно, позволяет практически осознать замысел проекта в целом.

«Каждый рано или поздно желает сделать что-то вроде «Душевного заявления», – однажды сказала Бьорк. Так или иначе, каждый ее проект неизменно касается темы гармонии человека с природой своей и природой окружающей, но лишь теперь «женщина с родниковым голосом» смогла осуществить свою давнюю мечту. Наконец, технические возможности позволяют погрузиться в концепцию музыкального альбома настолько глубоко, насколько это только возможно. Отсюда и некоторая перегруженность проекта. Понимая, что знание – лучшее средство от невежества, Бьорк умудрилась сделать проект не просто развлекательным, но и научно-познавательным, беспрецедентным образом пытаясь убедить простого потребителя в том, что ДНК связана с музыкой так же, как партитура с ритмом произведения. В результате мы имеем весьма сложный в понимании и использовании продукт, действительно опережающий свое время на многие годы.

В целом, звучание альбома несколько напоминает звучание альбома 2001 года “Vespertine”. Бьорк вновь объединяет все то, что любит больше всего: хор, электронику и народные мотивы. С самой первой композиции “Moon” мы погружаемся во внутренний театр Бьорк: в некий мир, живущий по законам природных сил. Совсем скоро мы оказываемся среди сверкающих молний “Thunderbolt”, испытываем желание услышать реально уловимый(!) человеческим слухом звук роста кристаллов в “Crystalline”, и, наконец, полностью погружаемся в величественный и безграничный мир Биофилии под звуки “Cosmogony”. Именно эта композиция раскрывает «сердце» проекта, являет собой квинтэссенцию широкого, раздольного гимна “Joga” и безличной “All is Full Of Love”, провозглашающей идею абсолютной всеобъемлющей любви, царствующей во Вселенной независимо от нашей веры в это.

Постепенно мы переходим от большого к малому, достигая уровня вируса. Только Бьорк способна представить инфицирование как трепетную любовную историю между непреступной клеткой и иступленным слепой любовью вирусом! Конечно, выглядит это несколько абсурдно, но лишь для тех слушателей, которые не удостоились ознакомиться с образовательным аспектом проекта (ученые предполагают, что именно вирусы привели к появлению любви между мужчиной и женщиной).

Бьорк словно зрит в корень, раскрывает истинную природу вещей. Можно смело утверждать, что ее языческая лирика достигла своего апогея. Опережая время, она словно пытается предупредить нас, достучаться до древней первозданной составляющей человека. Парадоксально, но возвращаясь в языческим корням, она строит все новые и новые ступени в будущее: будущее, где человек и природа не враги, а союзники, в будущее, в котором нет места скорби. Продолжая гнуть свою линию, она не боится провала, не боится быть непонятой. Отдавая всю себя идее сохранения мира, она смело шагает вперед, протаптывая новые пути не только для музыкальной индустрии, но и для мира в целом.

Безусловно, “Biophilia”, хоть и не являясь первым альбомом-приложением в истории, войдет в нее как один из самых амбициозных музыкальных замыслов всех времен. Это лишь вопрос времени.