Странность, незаурядность, чудаковатость… все эти сомнительные для простого смертного качества, для успешного артиста являются, чуть ли не обязательным условием существования. Но если одни надевают маску «фрика» нарочно, облачаясь в причудливые наряды лишь для того, чтобы лишний раз обратить внимание публики на свою персону, то у других сумасшествие является средним именем и в своем вычурном безумии они смотрятся абсолютно органично. Так, королевой естественного эпатажа можно назвать исландскую диву Бьорк, известную своими неординарными выходками и, конечно же, еще более неординарным материалом. Предыдущий проект исполнительницы, альбом “Biophilia” наделал немало шума своей оригинальной концепцией. Новая работа, по словам первых слушателей, представляет собой нечто совершенно иное. Давайте попробуем в этом разобраться.
Над странными названиями альбомов Бьорк ломает голову ни одно поколение, однако в этот раз все оказалось проще некуда. “Vulnicura” – термин, образованный путем сложения двух латинских слов: vulnus (рана) и curatio (лечение). Таким образом, будет не трудно догадаться, что vulnicura, скорее всего, означает «исцеление ран». О какого рода ранах идет речь – догадаться не сложно. Уже ни для кого не секрет, что относительно недавно певица рассталась с любовью всей своей жизни, эпатажным художником Мэтью Барни. Конечно, это весьма печально, но, как оказалось, даже в этой ситуации можно увидеть положительные стороны: боль утраты вдохновила Бьорк на создание целого альбома, и случилось это раньше, чем кто-либо мог предположить (со времен выпуска последнего альбома Бьорк, пластинки “Biophilia”, прошло чуть больше трех лет). Завидная творческая активность, хоть и вдохновленная не лучшими событиями в жизни королевы антимелодии.
А теперь о композициях. Альбом открывает песня под названием “Stone Milket”. С первых же секунд слушатель с головой уходит в восхитительное, густое сочетание скрипок, глухого бита и нарочито сиплого вокала Бьорк. Несмотря на запредельный, для большинства современных песен, хронометраж, “Stone Milket” слушается на одном дыхании и окутывает приятной грустью на протяжении всех шести с лишним минут.
Следом за размеренной “Stone Milket” следует другая примечательная композиция, “Lion Song” (не пытайтесь искать логику в названиях песен Бьорк, как правило, это боле чем бесполезное занятие). Чрезвычайно личная и на редкость мелодичная, именно так можно охарактеризовать данное произведение. В одном из последних интервью Бьорк сказала, что ее новый альбом больше походит на ее личный аудиодневник и “Lion Song” – лишнее тому подтверждение.
Самый большой отклик в сердцах фанатов нашла композиция под названием “Black Lake”. Эта песня, как и все остальные порождения эпохи “Vulnicura” посвящена расставанию Бьорк с ее, теперь уже, бывшим мужем. Если ваше сердце также разбито – эти десять с лишним минут музыкальной агонии будут вам только в радость, если нет – вы рискуете заснуть на середине. Наверное, поэтому песня получила столь смешанные отзывы и до сих пор является самой обсуждаемой песней всей пластинки.
Ну вот, собственно, и все. Нет, разумеется, на альбоме чуть больше, чем три песни. Однако, в случае с Бьорк, как говорится, чем дальше в лес – тем больше дров. На каком-то моменте понимаешь, что после нескольких прослушанных композиций, все дальнейшее музыкальное действо смешивается в единое отчаянное (в хорошем смысле этого слова) безумие, не подразумевающее столь нелепых условностей, как мелодия или ритм. Конечно, если вы являетесь давним поклонником Бьорк, это не будет для вас в новинку, однако рядовому слушателю стоит разделить прием ее нового материала на несколько сеансов, во избежание возникновения музыкальной какафонии.
Вердикт: Пластинка “Vulnicura” вряд ли добавит Бьорк новых поклонников. Она, наверняка, не добьется удивительных коммерческих успехов и не подарит миру таких хитов, как “All is full of Love” или “Army of Me”, ставших визитной карточкой певицы. Тем не менее, “Vulnicura” почти бесплатно дает каждому слушателю удивительную и, по-настоящему редкую возможность «заглянуть за ширму», услышать, пожалуй, наиболее личную историю певицы из первых уст. Наверное, даже самый неосведомленный меломан в мире знает, что Бьорк – чрезвычайно закрытый человек, дорожащий личным пространством и охраняющий свою приватность подобно львице, обороняющей молоденьких львят от стаи гиен. Тем удивительней на фоне данных обстоятельств выглядит решение певицы поделиться со слушателями столь интимными вещами, как разрыв отношений и боль от потери любимого человека. Это заслуживает уважения! Кроме того, стиль артистки остался прежним, что, опять же, не может не радовать на фоне поголовной смены имиджа и личностного ребрендинга среди топовых мировых исполнителей. Коротко подводя итоги отметим: новый альбом Бьорк – не лучший в ее карьере, но, однозначно заслуживает внимания, как выдающийся пример творчества выходящего за все существующие рамки.
Комментарии