Изначально задумывавшаяся как «Хазарский словарь» Милорада Павича – с мужской и женской версией – фантасмагория в двух частях сошла с медовых уст Гаи Арутюнян и отправилась покорять сердца преданных поклонников «Детей Picasso» и просто любителей качественной экспериментальной музыки. Так на прилавках нашей необъятной родины появилась «Герда» – названная сестрица «Кая», вместе с которым она должна составить единое концептуальное целое – пятый студийный альбом русско-армянского коллектива.

Трек-листы обоих альбомов во многом схожи, однако звучание каждой дублируемой композиции в «Герде» и в «Кае» принципиально отличается друг от друга. Впрочем, не стоит вводить себя в заблуждение мыслью о том, что первый альбом предстанет перед нами эдакой романтической грёзой кисейной барышни, а основное «мясо» придётся на вторую часть. Стремясь обойти стороной ловушку стереотипов, музыканты решили поэкспериментировать по полной программе в рамках каждой из половинок, решив подать и на первое, и на второе блюда на самый взыскательный вкус. И найти в них можно будет не только сладкую изюминку, но и щепотку жгучего перца.

Таким образом, идея с делением по гендерному признаку самоликвидировалась, поэтому в окончательном варианте концептуальная разница состоит в следующем: первый альбом рекомендован к прослушиванию весной и осенью, а второй – зимой и летом. Сейчас за окном октябрь, так что в трезвом уме и с чистой совестью начинаем слушать «Герду».

Итак, первое и главное, что следует отметить: перед нами действительно гремучая смесь – авангардный винегрет из уймы разных стилей, жанров, интонаций и множества посторонних звуков. Вокал варьируется от шёпота, плача и крика до псевдоакадемического пения, а состав музыкантов ещё более непостоянен и эклектичен. К созданию альбома приложили руку специально приглашённые исполнители, в числе которых, например, питерский джазовый музыкант Владимир Волков и басист немецких индустриальщиков Einsturzende Neubauten Александр Хаке.

Результатом полутора лет напряжённой работы стали 12 разномастных композиций, каждая из которых – вещь в себе, живущая собственной жизнью. На одном диске прекрасно уживаются и светлая экзистенциальная колыбельная «Мария», и брутальный хардкор под названием «Я ожидаю знака». Чарующие звуки арфы соседствуют с мощными гитарными рифами и шипением граммофонной иглы. Каждый следующий трек абсолютно не похож на предыдущий, а общее впечатление от альбома можно очертить примерно так: как будто вы держите в руках и без того странную и нелепую музыкальную шкатулку, и вдруг вместо вращающейся балерины из неё выскакивает табакерочный чёрт.

Тем не менее, «Герда» представляет собой нечто единое и цельное. И дело не только в том, что весь альбом от начала до конца пропет на русском языке (впрочем, это уже являет собой чудесный подарок для российских поклонников интернационального коллектива с венгерской пропиской). Дело тут в некой абстрактной, но вполне осязаемой идее, нашедшей наиболее точное выражение в композиции «Авианосцы»: «Цивилизация — это прекрас­ная плесень, цветущая в ожидании катастрофы». Нуар, декаданс, фатализм и увядающая красота. Салонная культура и городской фольклор. Чёрные меха и заезженные грампластинки. В общем, эстетика тридцатых годов и иже с ней.

Другая идея альбома, тоже отнюдь не новая, формулируется ещё более просто: весь мир – театр. И вот актриса Арутюнян предстаёт перед нами во множестве разных ролей, от трепетной Герды до возлюбленной матроса, им же самим и убитой. Но альбом начинается с «Куклы» и заканчивается «Марионеткой» – и все персонажи предстают лишь игрушками в руках вершащего судьбы кукловода…

Но, несмотря ни на что, «Герда» – это всё-таки сказка. Туманная, фантасмагорическая, а местами немного страшная, но всё-таки сказка. О любви. История Герды, которая странствует по неизведанным мирам и ищет своего Кая. Но найдёт ли?