«Вы что-то сказали? Ммм? Значит, вам нечего мне сказать? А настоящему рэперу всегда есть что сказать. Если, конечно, он – настоящий рэпер», – должно быть, этими перефразированными словами подтрунивали над своим битмейкером Snoop Dogg, Eminem, 50 Cent, Xzibit, The Game и Busta Rhymes. «Вы хотите песен? – Их есть у меня!», – скорее всего важно ответил Доктор Дре текстом знаменитой песни об Одессе, в которой фраерам, как известно, покоя нет.
Что же, это была, так сказать, весёлая преамбула к вещам вполне серьёзным и довольно эпохальным – а иначе выход в свет нового альбома “Compton” Доктора Дре – пожалуй, самого прославленного и, заметьте, вполне заслуженно, битмейкера-продюсера – и не охарактеризуешь.
Давайте признаем, что как исполнитель Док не просто порядком подзабыт. Он был уже начисто стёрт из памяти большинства, превратившись для поклонников своего жанра в «Доктора Обещалкина». Начав работу над нынешним альбомом добрый десяток лет назад, Андре Ромелл Янг постоянно отвлекался на работы с другими исполнителями, на устройство личной жизни, а также на судебные тяжбы с The Fatback Band и такие же дрязги с лейблами. Но при этом Док с регулярной периодичностью напыщенно кормил всех обещаниями о том, что его творение – эпохальное, естественно, по его мнению, со всех сторон – выйдет уже скоро или вот-вот!
И вот, спустя 16 лет с момента выхода «2001», 7 августа 2015 года альбом под названием “Compton” (а не “Detox”, который был отправлен в мусоруню корзину) вышел! Его, кстати, проще было бы назвать «Доктор и друзья», учитывая довольно активное присутствие на пластинке таких уважаемых в мире хип-хопа людей как Snoop Dogg, Marsha Ambrosius, Ice Cube, Xzibit, Eminem, Candice Pillay, Kendrick Lamar и ещё кучи исполнителей. А теперь, собственно, о Её Величестве Музыке.
Если после прослушивания “Compton” у кого-то появится ощущение, что в нём просто собраны многолетние наработки, то в этом не будет ничего удивительного. Уже на альбоме “2001” Dr. Dre отошёл от своего фирменного джи-фанка, что, кстати, восприняло в штыки большинство критиков, каковыми и являются все поклонники рэпа и хип-хопа! Эта тенденция на новом альбоме продолжилась в ещё большем объёме. И на то, что Док когда-нибудь вернётся к фанку, надежд нет, ведь этот альбом объявлен последним в его певческой карьере. Да и если он всё же решится на выпуск ещё одного «концептуального» альбома, то ему, надо полагать, будет около 66 лет. А семидесятилетний рэпер – как-то не комильфо… Хотя, если быть честными, то нельзя не выделить басовую ловушку в “Genocide” (feat. Kendrick Lamar, Marsha Ambrosius & Candice Pillay) или шикарный джаз самого Донтай Уинслоу!
Если с музыкальной частью мы более-менее разобрались, то о текстовой подаче поговорить стоит особенно, ибо, как и положено исполнителям рэпа, именно она и играет главную скрипку во всём этом процессе. Вновь отметим блестящую дикцию мэтра, которая даже мне, человеку, увлечённому немецким языком, вполне позволила разобраться в смыслах композиций. Если и раньше Андре не питал тёплых чувств к полиции, то сейчас – в свете последних событий в Соединённых Штатах – эта ненависть как минимум утроилась. О своей молодости и непростых отношениях со стражами правопорядка он в довольно крепких выражениях рассказывает в “It’s All On Me” (feat. Justus & BJ the Chicago Kid). Не забыты, конечно, убийства полицейскими Майкла Брауна в “Animals” (feat. Anderson. Paak) и Эрика Гарнера в “Deep Water” (feat. Kendrick Lamar, Justus & Anderson. Paak). Не оставлена и лирика, особенно в последней “Talking To My Diary”, в которой он отдаёт дань памяти своему другу и музыкальному партнёру Eazy-E.
Альбом “Compton” – это, вне всякого сомнения, одно из лучших произведений современности последних лет, гениальное сочетание гармоний различных музыкальных направлений под крышей самого популярного жанра в мире, но… сделанный по американским шаблонам и, по большей части, со вполне американским же качеством, этот материал призван, однозначно, понравиться не особо взыскательным в музыкальном плане поклонникам именно последних лет. Никаких излишеств, никаких сомнительных новшеств. Трудно сказать, что это некое откровение – скорее это просто достойная и честная мужская работа. Минусов же у альбома два: отсутствие убийственных и взрывных треков в стиле классических альбомов автора “The Chronic” и “2001”, а также на удивление банальная, десятки раз применявшаяся многими обложка пластинки.
Комментарии