«Эта запись, может быть, объяснит, чем я занимался на протяжении двенадцати лет в то время, когда у меня в руках не было электрогитары» – Элвис Костелло
Лейбл: Deutsche Grammophon
Треклист:
- Hora Decubitus
- Favourite Hour
- That’s How You Got Killed Before
- Upon A Veil Of Midnight Blue
- Clubland
- Almost Blue
- Speak Darkly My Angel
- Almost Ideal Eyes
- Can You Be True?
- Put Away Forbidden Playthings
- Episode Of Blonde
- My Flame Burns Blue (Blood Count)
- Watching The Detectives
- God Give Me Strength
Элвис Костелло очень разносторонний музыкант. Чаще всего его причисляют к блюз-роковым артистам, но альбом “My Flame Burns Blue” имеет мало общего с этим направлением. Он представляет собой запись выступления Элвиса Костелло с легендарным Metropole Orkest на North Sea Jazz Festival в Гааге, Нидерланды, в 2004 году.
На бонус-диске, прилагаемом к лицензионной версии “MFBB”, записана 45-минутная сюита из “Il Sogno”, первой серьезной оркестровой работы Костелло. Но в российской версии этот диск прилагаться, скорее всего, не будет.
«Эта запись запечатлела очень радостный вечер на North Sea Jazz Festival, и объединила в себе песни и аранжировки, над которыми [я] работал последние десять лет» — пишет Костелло в комментариях к альбому. Хочется добавить, что запись еще и достаточно достоверно передала атмосферу настоящего «живого» выступлеия.
Помимо переработанных и переаранжированных любимых композиций Костелло, таких как “Clubland”, “Almost Blue”, “Watching the detectives”, треклист включает в себя и композиции других авторов, над которыми он работал. Например, открывающий трек – трехчастная композиция “Hora Decubitis” – произведение Чарльза Мингуса, к которому Костелло написал текст по просьбе вдовы музыканта. «Песня была закончена как раз после событий 11 сентября», – вспоминает Костелло, «и я не мог предложить ничего, кроме простого утверждения жизни, отказа от мести». “Life is a beautiful thing” (жизнь – прекрасная штука…) – эти слова повторяются в “Hora Decubitis” много раз.
Еще одна композиция, для которой Костелло написал текст – “Blood Count”, последнее произведение великого джазового пианиста и композитора Билли Стрейхорна. С текстом оно получило название “My Flame Burns Blue” и стало заглавной композицией альбома.
Также в первый раз появились на альбоме Костелло написанные им композиции “Speak Darkly, My Angel” – мрачновытая баллада с очень красивой оркестровкой, чем-то напоминающая арию Призрака Оперы, и “Upon A Veil Of Midnight Blue”, написанная для блюзового музыканта Чарльза Брауна и записанная им под названием “I Wonder How She Knows”.
Треклист составлен так, что баллады перемежаются с энергичным свингом и латино (все-таки с преобладанием баллад), и ваше внимание не ослабевает на протяжении прослушивания всего альбома. Есть, правда, одна откровенно нудная композиция – “Put Away Forbidden Playthings”, но она не очень длинная, к тому же так уж плоха сама по себе, просто в ней отсутствует какое-либо развитие. Но она такая одна, поэтому не слишком раздражает. В большинстве же своем песни красивы и интересно аранжированы. Часто возникает впечатление, что несмотря на явное преобладание джаза, эта музыка находится где-то на стыке классической симфонической музыки и джаза, точнее говоря, является очень органичным синтезом этих направлений. В одной композиции прекрасно уживаются симфоническое вступление, латино и свинг (“Clubland”). Тревожно звучит оркестровое интро, и вы понятие не имеете, что за этим последует – и вдруг возникает зажигательный ритм латино; вы уже примерно представляете себе, что это за песня, и тогда в припеве размер меняется с четырех четвертей на три. Интересный ход, думаете вы, и… во время инструментальных соло вновь появляются 4/4, но на этот раз это свинг; затем снова латино, а заканчивается все струнными хроматическими пассажами вверх-вниз. Не соскучишься? Но звучит это все поразительно органично, никакого вам ощущения «рваных кусков». Над этим надо было неплохо поработать! Поразительно стилевое разнообразие альбома – здесь и развеселый рок-н-ролл, и латиноамериканские ритмы, и свинг, и поп-баллады. Невозможно не заметить прекрасное взаимодействие оркестра и джазового ансамбля – все звучит как единое целое. Инструментальное мастерство солистов на высоте, а голос Костелло, может и не самый великий в плане вокального мастерства, тем не менее звучит очень проникновенно и лирично в балладах, весело и зажигательно в быстрых композициях. Очень красивая, великолепно исполненная музыка.
Лучшие композиции: “Clubland”, “Speak Darkly, My Angel”, “Episode Of Blonde”, “God Give Me Strength”.
Комментарии