Вторые альбомы начинающих исполнителей, а тем более таких ярких и перспективных, как Ида Мария, все ждут с нетерпением. Люди понимают, что после успеха дебютного диска можно расслабиться и, не отказывая себе ни в чем, сосредоточиться на поиске истинного звучания. Что касается норвежской певицы, выступающей под таинственным южным именем Ида Мария, то было бы совсем нелогично предполагать, что на втором лонгплее она представит нам что-то скучное. Это человек, который выглядит и звучит экстраординарно не только в своем жанре, но и на всей европейской рок-сцене, даже при современном скоплении талантов.

Первый её альбом, “Fortress ‘Round My Heart” ожидал большой успех – в основном, благодаря хулиганскому хиту под названием “I like you so much better when you naked”. На этот раз артистка приготовила нам подозрительно короткий диск – всего девять песен. На обложке изображен извергающийся исландский вулкан Катла образца 1918 года. Всё потому, что к моменту выхода альбома другой исландский вулкан, Эйяфьядлайёкюдль, напомнил о себе, разбросав собственный пепел по всей Европе.

Альбом открывает спокойная и неторопливая песня “Quite Nice People”. Ей самое место быть последней в альбоме – успокаивать уставшие от грохота электрогитар и ударных барабанные перепонки слушателя. После знакомства с первой песней – уютной, как горящий в спальне камин, невольно начинаешь бояться, а не потратишь ли 30 минут на прослушивание музыки в жанре easy-listening? Сомнения эти развеивает начало второй композиции – “Bad Karma”. И в нем мы узнаем драйв и энергию настоящей Иды Марии, которая не стесняется признаться: “Bad carma’s a bitch”. Песня начинается с интересного гитарного рифа в духе 70-х. То, что певица вообще решила усложнить гитарные партии – удивительно. Особенно если вспомнить первый альбом, где мы слышали привычные панковские гармонии, и незамысловатые инди-риффы из одной и той же ноты.

Впрочем, это не последнее из списка вещей, которыми Ида Мария нас удивит на этом альбоме. Барабанщику, это чувствуется, дали полную свободу и он довольно успешно экспериментирует с ударными и перкуссией. В “Bad Karma” – как и далее на диске – много “пустых” пространств, моментов, где все инструменты замолкают, и звучат только барабаны и голос. А также лаконичный, но очень мощный бас. И, отметим, каждый раз такой прием звучит убедительно. Возможно, Ида Мария вдоволь насладилась ревом гитар на первом альбоме. Именно в “Bad Karma” срывающийся на отчаянный крик голос певицы звучит намного убедительней, чем могла бы прозвучать гитара.

Следующая песня, “10000 Lovers”, продолжает радовать. Тут вам и синкопированный ритм, придающий песне шутливое звучание, и мелодия в духе театральных песенок, и в их же духе женский бэк-вокал, и целый пассаж на норвежском языке (из всех слов, впрочем, русскоговорящему слушателю понятны лишь “граната” и “Фрэнк Синатра”). Та же одиозная хулиганка Ида Мария, но уже с человеческим лицом.

“Cherry Red”, типично по-женски названая в честь цвета губной помады, начинается и довольно долго идет без участия гитары. Впрочем, к этому моменту мы уже осознаем, что на альбоме это не редкость. Слова припева снова в духе певицы повествуют о любви: “I’m gonna give you lots of room in my bed”. В песне чуть больше живости, хулиганства и панка, чем в предыдущих. И опять в песне присутствует женский бэк-вокал. Некоторые фразы в партии бэк-вокала используются в песне без повторения, что создает впечатление, будто они записаны случайно (как слово “tonight” во втором куплете, пропетое словно актрисами неизвестно какого музыкального фильма). Это придает таким неожиданным вставкам сходство с “пасхальными яйцами” в компьютерных играх.

Даже в простой песне “Let’s Leave”, с панковскими гитарами, с панковским ритмом, с панковским бэк-вокалом, соло, например, выходит за рамки обозначенного стиля. Сама песня, по всей видимости, о том, как скучно героине сидеть на изрядно плохой вечеринке. Излагает это певица типичным низким голосом, переходя на выкрики и инвективы вроде “loser”.

А затем следуют две самых заметных песни на альбоме. Сначала интригующе названная “I eat boys like you for breakfast”. Да, не будем забывать, что Ида хоть и боевая, но все-таки девушка. Сначала мы слышим доверительный обмен репликами между певицей и барабанщиком, прием, которому уже две тысячи лет, создает впечатление, будто звукорежиссеру было лень обрезать запись. Вообще, певица населила эту пластинку мужскими голосами – будь то обмен репликами или выкрик в середине песни. Не будем, однако, заниматься психоанализом. Что касается самой песни – в глаза сразу же бросается ее испанская атмосфера –боевой ритм ударных и, конечно, духовые. Точно так же удивил в свое время духовой секцией Джек Уайт на последнем альбоме The White Stripes. К слову, в обеих песнях героями предстают аллегорические образы охотников и их жертв. Вообще, все эти детали – плюс вокал, меланхоличный, но, слава богу, не мрачный, не опущенный на пол-октавы (что с ним бывает частенько) – уверенно дали бы песне прописку в 70-х годах. Кульминация – в середине, когда уже привычные нам неожиданные, но выразительные паузы заполняются ритмом ударных и сильным, отчаянным голосом певицы. Здесь она не срывается на хрип, здесь она разрывает тишину предельно чистым, сильным голосом.

Следующая на очереди – девятиминутная композиция “Devil” многое обещает еще до прослушивания. Три первых минуты мы слышим заводящиеся гитары и низкий голос Иды (её обычная манера). Последующие 6 минут мы погружаемся в истинную дьявольщину – эффекты, гитарные наложения и отчаянные вопли певицы. Аккорды могут показаться пристрастному слушателю обыкновенными – с чем нельзя поспорить. Но не в аккордах здесь дело, а в атмосфере. А может певица просто поспорила, сколько минут она сможет продержать слушателя в напряжении с помощью этих аккордов. Ей это, конечно же, удалось.

“My Shoes” вопреки ожиданиям оказывается не подростковой одой кедам или приглашением потанцевать ; это очень проникновенная и сильная песня. У Иды очень хорошо получается изображать уставший голос (как, например, в “Make Me Warm” с первого альбома). Как раз этим голосом она вопрошает неведомого собеседника ”Am I so strong, tell me/ Am I so strong/ Cause I’m on my own”. Песня, стало быть, о сильных женщинах. Мы от всей души надеемся, что личная жизнь певицы не несет в себе столько трагизма, сколько несет эта песня.

“Gallery” – так называется песня, завершающая альбом. Она представляет из себя незатейливый блюз на акустической гитаре. Опять же, такая концовка альбома характерна для The White Stripes. Конечно же, Ида не заботится (и не должна заботиться) о том, что гитары могут прозвучать где-то грязновато. Главное – что она поделилась с нами еще одной песней из тех, что она может вволю играть и петь вместе с залом на концертах.

Итак, нужно сказать, что норвежская исполнительница на втором альбоме предстала совершенно другой – повзрослевшей, хоть и ни в коем случае не остепенившейся. Есть впечатление, что рабочим названием этого альбома было ”Ида Мария: 9 самых неожиданных песен”. И это прекрасно. Песни стали не только разнообразнее, но и качественнее. Это уже не то, что может сыграть любой разучивший аккорды старшеклассник, это прекрасно аранжированные, с умом продуманные композиции. И все же она такая же непредсказуемая, такая же энергичная (о, этот вопль среди неожиданно умолкнувших инструментов!), такая же рок-н-рольная, обожающая пошутить и выругаться. Впрочем, все это ей идет, значит пойдет и слегка изменившийся стиль.