2,5-часовой сборник из 38 синглов одной из самых неординарных рок-групп Великобритании – вещь, о которой хочется говорить либо очень долго, либо не говорить ничего. Ведь это не просто саундтрек к жизни четырех подростков, мечтающих вырваться из провинциального захолустья и покорить мир. Manic Street Preachers – это живой организм. Как и любой организм, вот уже более 20-ти лет он бунтовал, познавал успех и нес трагические потери, менялся, взрослел, становился сильнее и мудрее от года к году. И «National Treasures (The Complete Singles)» – это своего рода дневник этого живого организма. Коротким такой дневник быть просто не может.

Это второй сборник хитов от валлийцев, признанных изданием NME «Богоподобными гениями».  Первый («Forever Delayed», 2002) вышел в формате «Greatest Hits». По сути, он тоже состоял из синглов – только не всех, а избранных. А вот на 2 диска «National Treasures» поместились все выпущенные за последние 20 лет синглы группы. Причем в строгом хронологическом порядке – от буйного и энергичного глэм-рока и панка к стадионному року, от альтрока до размеренных эталонных поп-мелодий. Но обо всем по порядку…

Целых 6 композиций сборника относятся к дебютному альбому «Generation Terrorists». Провокационный, скандальный и заряженный электричеством панк-рока и глэма альбом состоял аж из 18 номеров (японский вариант был еще дополнен треком «Motown Junk»). Самый сильный сингл с этого LP, «Motorcycle Emptines», до сих пор является визитной карточкой группы. Великолепная мелодия, окрыляющее гитарное соло и чистый вокал – на альбоме больше нет другой такой же мощной по воздействию песни. Желания эпатировать у «мэников» на тот период было гораздо больше, чем мастерства. Но необычные гитарные пассажи Джэймса Дина Брэдфилда (James Dean Bradfield) слушатели и коллеги по цеху заметили  уже тогда. Позже Брэдфилд даже попадет в десятку гитаристов, изменивших представление игры на гитаре.

MSP образца 1993 года – это уже совсем другая музыка. Стадионный размах и привкус софт-метала главенствуют на «Gold Against The Soul». Критикам показалось, что в погоде за коммерческим успехом, группа устремилась в мейнстрим (9 – 12 треки на CD1). Часть поклонников была согласна с этим мнением (альбом действительно не самый популярный среди фанатов), часть ликовала от действительно добротных мелодий («La Tristesse Durera»), потрясающей энергетики («Roses In The Hospital»), драйва («From Despair To Where») и возросшего исполнительского уровня музыкантов.

Словно пытаясь реабилитироваться, Manic Street Preachers дарят миру пластинку, аналога которой практически нет до сих пор. Ставший культовым альбом «The Holy Bible» (CD1, №13 – 15) состоял из мрачных текстов, освещающих все грязные стороны нашего общества, сплетенных с оригинальными хлесткими гитарными рифами (соло в «Faster»). Альбом можно смело назвать настоящим образчиком альтернативного рока. Это самая некоммерческая и революционная запись в истории коллектива. Она же – и самая трагическая. В 1995-ом году пропадает без вести главный идеолог и автор большинства текстов ­– Ричи Эдвардз (Richey Edwards). Эта почти мистическая история резко изменила судьбу группы. Ричи ушел в туман по своей воле, сделав из своего имени настоящий культ и подарив своей группе необычный, но эффективный пиар. Он так и не застал настоящий успех, к которому, как личность крайне ранимая, он вряд ли и был готов.

Группе удалось устоять после столь сильного удара судьбы. «Everything Must Go» («Все должно уйти с молотка», 1996) – первый альбом в формате трио, с помощью которого музыканты попытались оставить прошлое в прошлом. Все кто после недавних событий в группе ожидал услышать еще более мрачную пластинку, получили вместо нее огромный заряд позитива. Первый по-настоящему международный успех. Первый большой хит («A Design For Life»), верхние строчки в чартах, успешные концерты, многочисленные появления на телевидении и хорошо расходящиеся синглы «Everything Must Go», «Kevin Carter» и «Australia». Существенное влияние на звучание альбома оказал царящий в то время в Британии брит-поп. Даже лидер Oasis сокрушался, что «A Design For Life» принадлежит не его перу.

Второй диск «National Treasures» начинается с самого именитого и успешного альбома 1998 г. «This Is My Truth Tell Me Yours» (треки 1 – 4 на CD2). Это первый диск, занявший вершину британских чартов и первый, тексты к которому полностью написаны басистом группы Ники Уайром (Nicky Wire). Целых 3 песни посвящены пропавшему другу (одна из них – «You Stole The Sun From My Heart»). Но самый главный хит здесь – это, конечно, «If You Tolerate This…». Песня об Испанской гражданской войне покорила всю Европу, возглавив хит-парады многих стран. Сам альбом вышел на удивление легким и воздушным, полным светлой грусти и красивых поп-мелодий. «Лучшая группа года», «Лучший альбом года» – награды и титулы повалились как из рога изобилия. Это был настоящий пик карьеры.

Спустя несколько лет гастролей и перед выходом следующей пластинки, в 2000-ом году сингл «The Masses Against The Classes» без лишней рекламы и промо-видео снова занял высшую строчку хит-парадов. Это было неожиданное и лихое возвращение к корням панк-рока. Песня так и осталась самостоятельным релизом – она не попала на следующий диск. Схожая судьба ждала синглы «There By The Grace Of God» и «This Is The Day» (кавер на The The). Первый стал новой песней-приманкой для первого сборника хитов, второй – для нынешнего сборника синглов.

Став первой западной рок-группой, выступившей на Кубе, да еще и перед самим Фиделем Кастро, «мэники» выпускают альбом « Know Your Enemy» (CD 2, треки 6 – 9). Больше песен и больше старого доброго рока (особенно в «Found That Soul»), неожиданные нотки The Beach Boys в «So Why So Sad», труба в балладе «Ocean Spray» и имя кубинского певца Поля Робсона в «Let Robeson Sing».

Следующий альбом «Lifeblood» (2004) представлен всего лишь двумя номерами – «The Love Of Richard Nixon» и «Empty Souls». Стоило группе пойти дальше и заняться экспериментами со звучанием, как старые фанаты стали сравнивать новый диск с Pet Shop Boys и Depeche Mode, будто это непростительный грех. А ведь всего лишь добавилось немного электроники, музыка стала более взрослой и при том разнообразной. Но новый саунд поклонников не удовлетворил – они требовали возвращения старых мэников. Что и случилось после небольшого творческого перерыва и выпуска Джеймсом и Ники сольных альбомов.

В 2007-ом Manic Street Preachers вернулись со стопроцентно роковой пластинкой «Send Away The Tigers». Реанимировав прямолинейный рок времен «Gold Against The Soul» и «Know Your Enemy», группа не смогла избежать некоторых самоповторов. Но за умение сочинять классные песни группе простилось и это. Бодрый дуэт Джеймса с Ниной Перссон (The Cardigans) в «Your Love Alone Is Not Enough» зазвучал по всем радиостанциям. А за ним и следующие два сингла – «Autumnsong» (с гитарной партией в духе «Sweet Child O’ Mine» Guns N’ Roses) и «Indian Summer» (довольно схожей со старым хитом «A Design For Life»).

Спустя два года группа выпустит очень сильный альбом «Journal For Plague Lovers» – эдакое продолжение «The Holy Bible». Альбом-подарок старым фанатам полностью основан на наследии Ричи Эдвардза – его стихи снова обрели форму песен благодаря жесткому гитарному саунду. Правда, дабы избежать обвинений в попытках нажиться на имени пропавшего гитариста, группа не выпускает с альбома ни одного сингла и не прибегает к рекламной компании по раскрутке диска. Поэтому этот альбом, к сожалению, никак не представлен на «National Treasures».

«Postcards From A Young Man» – десятый лонгплей коллектива, вышедший в 2010-ом. Соединив эпический размах своих пластинок середины-конца девяностых с любимой музыкой своего детства (музыканты выросли на «черной» музыке лейбла Motown), MSP приятно удивили конечным продуктом. Эстрадная музыка, богатая на оркестровые аранжировки, мощь электрогитар, рок-вокал и госпел – все это сплетено в треках «It’s Not War», «Some Kind Of Nothingness» и «Postcards From A Young Man» гармонично, изящно и с искренней любовью к ретро-музыке.

В 2011 многих озадачило объявление музыкантов об уходе в безвременный отпуск. И это как раз в момент, когда все ждали от них 11-ый альбом, работа над которым уже велась. Сразу поползли слухи о возможном распаде коллектива и разговоры о том, что «National Treasures» – это прощальный релиз коллектива. Однако, получив гордое звание «Лучших сонграйтеров в классическом роке» на Classic Rock Awards в ноябре 2011, музыканты поспешили успокоить общественность. Написание книги, необходимость уделить больше времени семье, возраст, в конце концов, – требуют некоторой передышки в активной музыкальной деятельности. Но о распаде речь даже не идет. Поскольку Manic Street Preachers – не та группа, которая прекратит свое существование потому что, члены коллектива могут перессориться или зайти в творческий тупик. Ведь музыка для них – не просто работа. Это даже не стиль жизни. Это – их жизнь. А желания жить у них хоть отбавляй! Так что пока остается только наслаждаться богатым творческим наследием одной из самых успешных групп Великобритании (практически все представленные на сборнике синглы попадали в UK-Top 40). Слушаем «National Treasures» от уже теперь прижизненных классиков и вспоминаем (или представляем) как это было…

CD1

01. Motown Junk
02. Stay Beautiful
03. Love’s Sweet Exile
04. You Love Us
05. Slash ‘N’ Burn
06. Motorcycle Emptiness
07. Theme From M*A*S*H (Suicide Is Painless)
08. Little Baby Nothing
09. From Despair To Where
10. La Tristesse Durera (Scream To A Sigh)
11. Roses In The Hospital
12. Life Becoming A Landslide
13. Faster
14. Revol
15. She Is Suffering
16. A Design For Life
17. Everything Must Go
18. Kevin Carter
19. Australia

CD2

01. If You Tolerate This Your Children Will Be Next
02. The Everlasting
03. You Stole The Sun From My Heart
04. Tsunami
05. The Masses Against The Classes
06. So Why So Sad
07. Found That Soul
08. Ocean Spray
09. Let Robeson Sing
10. There By The Grace Of God
11. The Love Of Richard Nixon
12. Empty Souls
13. Your Love Alone Is Not Enough
14. Autumnsong
15. Indian Summer
16. (It’s Not War) Just The End Of Love
17. Some Kind Of Nothingness
18. Postcards From A Young Man
19. This Is The Day