Спустя 7 лет легендарная группа из Бристоля выпустила своё новое детище – альбом “Heligoland”. Как уже принято, на диске отметились многие уважаемые музыканты, например, Деймон Албарн и Тунде Адебимпе из TV on the Radio. Massive Attack из числа групп, которым не надо ничего и никому доказывать. Подняв в начале 90-х знамя трип-хопа на недосягаемую высоту, она завоевала сердца миллионов и породила десятки последователей. Ко всему прочему, это группа, записавшая безусловный шедевр “Mezzanine” – альбом не только эталонный в своём жанре, но один из лучших в 90-х. Да, кстати, музыканты ещё одного из «мастодонтов» бристольского саунда, Portishead, на “Heligoland” также в наличии. А значит, многолетняя дружба процветает и, как правило, даёт свободное поле для экспериментов. Таланта у сессионных музыкантов не занимать, а значит, велик соблазн отпустить «одеяло» от себя настолько, насколько друг того желает. С другой стороны, Massive Attack всегда имела свой звук, своё лицо и фирменные черты. Авторитет 3D aka Роберта Дель Ная и Гранта Маршалла настолько неколебим, что, едва ознакомившись с предлагаемым материалом, многие тут же начали петь хвалебные песни. Безусловно, Massive Attack – знак качества и с этим спорить просто глупо. И как от хорошо выдержанного коньяка ждёшь непревзойденного вкуса, так и от альбома, выходящего раз в пять–семь лет ожидаешь если не значимой вехи в истории – то, по крайней мере, шедевра. Получилось это или нет, судить нам.
Большинство треков альбома достаточно минималистичны. Уже в первой композиции “Pray for rain” мы слышим downtempo c неторопливым речитативом, в “Babel” – стилистика не меняется, а за вокал отвечает Мартина Топли-Бёрд. Вообще, стоит отметить, что характерная для двух предыдущих альбомов атмосфера мрачности и холода здесь сведена к минимуму. Порция же музыкальных приёмов классических Massive Attack, спрятаны во второй части песни с незатейливым названием “Girl I love you”. Вокал реггей-музыканта Хораса Энди вместе с волнующим душу грувом финальных аккордов заставляет вернуться в прошлое, на 12 лет назад… Но только на минуту. Потом опять начинаются эксперименты. В треках “Psyche” и “Flat Of The Blade” найти отголоски Massive Attack практически невозможно. И всё же надпись на диске не даёт усомниться. Очень порадовал интересный и симпатичный трек “Paradise Circus” с хлопанием в ладоши и вокалом Хоуп Сандовал. Композиция делит пальму первенства на звание лучшей на альбома с упомянутой выше “Girl I love you” и финальной “Atlas air”.
Гарантировано, что одного прослушивания альбома для того, чтобы понять его, будет маловато. Вопросы остаются и не факт, что после многократного прослушивания их станет меньше. Здесь нужно знать, чем жили музыканты, записывая “Heligoland”. И ставили ли они какие-то цели? Massive Attack стали менее атмосферными, более мягкими и тихими, опять занялись семплированием. Со времени предыдущей работы “100th Window” прошло достаточно времени. За это время внешне может преобразится человек, не то, что такая тонкая вещь, как музыка…
Нет, всё-таки альбом хорош. Но не более. То ли музыканты за это время изменились, то ли изменился их слушатель, то ли ребята данным альбомом выразили уважение своим товарищам по цеху, то ли они уже сегодня чувствуют будущие веяния музыкальной культуры – точного ответа на этот вопрос нет. Зато есть сомнение такой ли “Heligoland” ожидали поклонники бристольцев, холодными вечерами ставя в проигрыватель у себя дома заслушанный до дыр «Mezzanine» и портисхедовский «Third». Впрочем, давайте оставим вопросы и просто послушаем альбом ещё раз, возможно, это всё предрассудки?
Комментарии