Muse вынесли музыку за пределы ионосферы

Muse вынесли музыку за пределы ионосферы

Хорошая традиция – запускать вместе со спутниками «дальнего следования» образцы творчества землян. Послания от земных философов, писателей, учёных, художников, музыкантов… И хотелось бы верить, что когда-нибудь, когда наши братья по Вселенной (вряд-ли по разуму) получат всё это разнообразие, то они оценят наши старания по достоинству и не будут очень громко смеяться (разве что от радости…).

К чему я это пишу? Если запустить к звёздам новый альбом Muse, «The Resistance», и предположить, что жители других миров понимают по-английски, то послание Мэтта Беллами сотоварищи дойдёт до адресата. Кажется, именно внеземные цивилизации должны это услышать. А потом… а потом в нашем небе окажутся сияющие громадины инопланетных кораблей. Превед, землянчеги! Это у вас тут тотальный контроль за сознанием? Это на вашей планете живые существа так и не поняли, что такое Любовь?
Лирика лирикой, но этот альбом – действительно послание. Имеющий уши да услышит.

В музыкальном плане, во время прослушивания альбома меня не покидало ощущение дежавю. На десятом прослушивании оно только усилилось. Цитаты из мирового песенного каталога, самопародия, заимствования, стилизация, даже откровенное копирование именитых братьев по цеху (в United States of Eurasia создаётся ощущение, что приглашённым гитаристом был Брайан Мэй). Назвать его самым лучшим или самым худшим в истории Muse – язык не поворачивается. Это просто другой альбом. Многие «мьюзеры», с кем мне приходилось общаться, говорят, что альбом нецелостный, вторичный и слабый. Нет, говорю я – это один из самых концептуальных альбомов не только Muse, но и вообще за последние пару десятилетий.

Беллами уже давно шёл к такому концептуальному альбому. Absolution заканчивается мрачноватой Rule by Secrecy – “и в конце никто не узнает, кто же управляет всем этим”. Black Holes and Revelations (“Чёрные дыры и Апокалипсис (Откровения)”) уже был замешан на этой тематике – этот альбом можно анализировать очень долго, почти о каждой песне можно написать небольшую заметку. The Resistance бьёт все рекорды – по этому альбому можно написать целый роман с большим количеством ссылок на другие источники. Это, можно сказать, программное произведение для всех любителей изобличать всевозможные тайные правительства, секретные организации. С одним «но»: Большой Брат уже давно не является удачным литературным образом – он делает так, что мы и не подозреваем о всех масштабах происходящего. И в этих масштабах “изобличающий” новый мировой порядок альбом отдельно взятой группы может и не так страшен для тех, кто стоит у руля. За исключением того, что послание будет услышано, и Сопротивление всё-таки состоится. Но прежде, чем лезть на баррикады, поймите одну простую вещь, которую, как я уверен, попытались донести до нас эти замечательные ребята: самое лучше сопротивление тотальному контролю, страху и лжи – ЛЮБОВЬ.

Обзор по песням:

Uprising
Отодвинутый на задний план на предыдущем альбоме, бас Криса снова пульсирует, заставляя сердце биться быстрее, пока гитарный бог Беллами знакомит нас с существующим порядком вещей на фоне ретро-космо-синтезатора. Анти-утопическое рок-диско, после которого не остаётся сомнений, что восстание будет удачным. На баррикады, да под такую музыку!

Resistance
О-па. Чем-то похоже на Citizen Erased с Origin of Symmetry… Нет, уже на Starlight. Нет, это больше похоже на… Это больше похоже на одну из самых лучших песен на альбоме, вот на что. Запоминающаяся мелодия бриджа и припева, динамичная структура, трогательная история двух влюблённых во времена всеобщего хаоса и беспредела… Когда Беллами кричит “Reeeee-siiii-
staaaance!” в конце, то у меня мурашки по коже. Потому что… Love is our Resistance! Только любовь спасёт этот мир. Вот она, ключевая строчка альбома.

Undisclosed Desires
Сюрприз! «Арэнбишный» бит а-ля Тимбаланд и весьма чувственный текст… а-ля Мьюз. И зря фанаты брызжут слюной, не желая понимать «заигрываний с попсой». Этот трек прекрасно вписывается в альбом – послушайте припев, используйте воображение.

United States of Eurasia
Стиль песни соответствует тематике. По всему евразийскому континенту стройными рядами шагают солдаты. Войны не прекращаются ни на минуту. Но к чему это всё, когда можно жить дружно (простите за пафосную цитату), в единых неделимых Соединённых Штатах Евразии? О, а вот и Брайан Мэй пробежал. А тут Беллами вызвал дух Фредди Меркьюри… И только отстранённо-прекрасный Шопен возвращает нас в реальность: играющие на улице дети (вслушайтесь), над головами которых пролетают истребители.

Guiding Light
Привет, Боно. Привет, море зажигалок на стадионах. А если серьёзно, то в этой песне, продолжательнице традиций Invincible (кстати, только что в голову пришла мысль, что этот альбом и предыдущий – как A Night at The Opera и Day at The Races у Queen, только в обратном порядке), голос Беллами звучит очень и очень «по-взрослому», «солидно». Красивое, но короткое соло. В целом – слабоватая песня

Unnatural Selection
Эпично – не то слово. Самая лучшая песня на альбоме, в которой есть всё, что мы так любим в Muse. Кристально-чистый тяжеляк в лучших традициях Newborn, с драматичной серединой и совершенно убойной концовкой. I want the truth, требует Беллами, и в его намерениях сомневаться не приходится. Только вот энтузиазм, переданный в первых двух песнях, кажется сменяется отчаянием. Или мне только кажется?

MK Ultra
Текст из серии «всем п****ц». Был такой проект секретный в середине двадцатого века. Прочитайте про него, и тогда причин также агрессивно-печально констатировать факты, как это делает Мэтт в MK Ultra, у вас станет больше. Одна из самых агрессивных и отчаянных песен на альбоме с очень интересным звучанием. Почему-то вспомнилась Assasin с прошлого альбома.

I Belong to You
Ну должна же быть на таком убийственно-серьёзном альбоме менее драматичная песня о любви? В конце-концов, именно любовь и спасёт этот мир. Ведь спасёт? Спасёт, да…? Ну ответьте же наконец… Куда вы собираетесь? Куда все эти чемоданы? Эй, что это за корабль? Я принадлежу тебе, говорит Мэтт на фоне огромных кораблей, новых Ноевых ковчегов…

Дамы и господа – симфония! По частям оценивать не буду – твёрдая пятёрка трилогии.

Exogenesis Part 1
В космос. Мы летим в космос. По крайней мере, саундтреком к Star Trek первая часть симфонии точно могла быть. Немножко в духе Филипа Гласса, но в целом… Стоп. Что это я? Это – действительно симфония. И это сделали Muse. Да. И это – самый, чёрт побери, лучший саундтрек для того, чтобы покинуть эту планету, если наше сопротивление окажется неудачным. Знакомый, любимый многими фальцет звучит, как отдельный инструмент.

Exogenesis Part 2
Вы должны нас спасти. Мы рассчитываем на вас. Развейте наше ДНК по звёздным системам. Кто эти «вы» – решать слушателю. Я склонен верить, что это… Тсс-с! Не скажу.
Я и не заметил, как первая част симфонии перетекла во вторую. Послушав текст, я окончательно понял, почему несколько песен до этого трека были с такой долей трагизма. Кажется, Беллами видит только один выход – улетать прочь с этой планеты. Улетать…

Exogenesis Part 3
…и начать заново. Ведь мы сможем. Ведь у нас получится больше не развязывать войн, правда? Начать с нуля, усвоив опыт жизни на Земле, которую мы почти отравили своими страхами и паранойей… Прекрасное завершение альбома. Уже кажется, что и не было отчаянных песен, призывов к восстанию – осталось только спокойствие и умиротворение. И уверенный взгляд, устремлённый к звёздам.

Но тем не менее: ЧТО можно записать после ТАКОГО альбома? Сейчас даже трудно себе вообразить, чем удивят нас Muse в следующий раз. Но они это обязательно сделают.
А пока – любите друг друга и всегда думайте своей головой. Тогда и улетать не придётся.

Ключевые песни: Resistance, United States of Eurasia, Unnatural Selection, MK Ultra, Exogenesis
Общая оценка: твёрдая жирная пятёрка из титанового сплава