Новый альбом Роберта Планта – “Band of Joy” (2010) – оказался экстравагантным: одновременно и традиционным, и неожиданным, и экспериментальным по духу. Он вызывает довольно противоречивые ощущения. С одной стороны, Плант остался последовательным эстетом и экспериментатором. Его вокал, как и раньше, неподражаем, но собственно музыкальное, мелодическое содержание альбома вызывает, пожалуй, недоумение: все 12 песен по-минималистски просты (местами – тривиальны) с точки зрения мелодий, структуры и аранжировки, хотя некоторые композиции всё же получились неплохими.
Перед рассмотрением “Band of Joy” хочется сделать небольшой исторический экскурс. После альбома “Raising Sand” (2007), записанного дуэтом с Элисон Краусс, Роберт вернулся к более привычной стилистике. Предыдущий альбом, хотя и был расхвален критиками за якобы «новое звучание» (в 2009 году он даже получил «Грэмми» как «альбом года»), на мой взгляд, был очень неудачным и невыразительным: слащавый (почти попсовый) кантри-фолк в исполнении Планта и Краусс был полностью лишён музыкальных идей и новизны, хотя Плант и отошёл в нём от стилистики Led Zeppelin. Я всегда очень уважал Роберта Планта как великого певца и композитора, но его имя как сольный бренд вызывает немало вопросов. Скажу сразу: понятия «сольный Плант» и «хард-рок» (не говоря уже про хэви-метал) сочетаются плохо: тяжёлый рок на альбомах Роберта присутствует только в виде отдельных приёмов и пассажей (стоит заметить, довольно редких). Через два года после распада Led Zeppelin Плант выпустил очень неровный, но всё же замечательный “Pictures at Eleven”, на котором шедевральные композиции (“Moonlight in Samosa”, “Slow Dancer” и “Like I’ve Never Been Gone”) были самым непостижимым образом перемешаны с другими, поразительно слабыми. На следующем альбоме были замечательные баллады (пятый и восьмой треки), но остальная музыка представляла собой странное и совершенно безликое смешение блюза, рок-н-ролла, диско, попсы и декоративного харда. От Планта в 1980-е – начале 1990-х можно было ожидать чего угодно: большинство композиций, как это ни прискорбно, были образцами дурного вкуса и отсутствия фантазии. После долгого перерыва Плант стал играть совершенно другую музыку: сочетание блюза, хард-н-арта и авангардных тенденций. В 2000-е (не считая “Raising Sand”) Плант опять сделался эстетом, обладающим совершенным чувством стиля и тонким музыкальным вкусом. Таков и его новый альбом.
Для его записи Плант «возродил» группу Band of Joy (по ней называется весь альбом), с которой он играл ещё 1960-е (вместе с Джоном Бонэмом). Группа распалась в 1968-м. После этого она возрождалась (уже без Планта) в конце 1970-х и просуществовала недолго. На новом альбоме нет ни одного музыканта, игравшего в предыдущих составах. Смысл этого «реюниона» понять трудно. Как и большинство треков на “Dreamland” (2002), композиции с нового альбома являются кавер-версиями. Плантом была написана только “Central Two-O-Nine”. Возможно, это отчасти объясняет намеренный «примитив». Начало альбома удивляет стилизацией под конец 1960-х. Чувствуется влияние The Yardbirds. Нередко звук удивляет намеренной «сыростью». “Silver Rider” – одна из лучших композиций альбома – напоминает о психоделической традиции конца 1960-х. Остроумная “You Can’t Buy My Love» с очень интересным гитарным соло напоминает заглавную “Mighty Rearranger” с предыдущего альбома. “I’m Falling in Love Again” близка традиции баллад Элвиса, но впечатляет мало. По мере приближения к концу альбома слушатель возвращается из 60-х в стилистику позднего звучания Планта. Особенно примечательна традиционная “Satan Your Kingdom Must Come Down”.
Несмотря на специфические особенности, новый альбом (довольно короткий – 48,5 минут) подарил миру несколько ярких, эстетских композиций. Оставаясь одной из самых раскрученных фигур классического рока, Плант вернулся к немассовой музыке и при этом продолжает оставаться в центре внимания мировой музыкальной прессы.
Алан Жуковский © 2010.
Комментарии