В конце 2007 года поклонники группы Сурганова и Оркестр и просто ценители хорошей, качественной музыки получили поистине долгожданный новогодний подарок – альбом под ёмким названием «Соль», без которого теперь любая фонотека покажется пресной.
По словам лидера коллектива Светланы Сургановой, Соль – это суть. Суть произошедших событий, оставивших неизгладимый след, суть связанных с ними переживаний.
Этот альбом отличается от всех предыдущих стилевой эклектичностью и в то же время – глубиной объединяющей его идеи, которая как суровая нить прошивает его насквозь, скрепляя обычно несочетаемое. 13 треков – как грани одного кристалла, сверкают при взгляде на него с разных ракурсов, каждый блеск – по-своему особенный. Это придает диску глубину и провоцирует разнообразие отзывов слушателей.
Альбом воспринимается как попытка познания «что есть Я», осмысления жизненного пути, выяснения взаимоотношений лирического героя и мира, поиска своего места в «системе координат». Выяснению «что есть Я» посвящена первая композиция альбома «Клоун». Раскрываемый образ Я полон противоречий («иду, на себя не похожий»), ускользает от однозначного понимания, и более того – утверждает свой дуализм.
В поисках ответа на вопрос «что есть Я» от точки «здесь и сейчас» лирический герой обращается в прошлое как к еще одному способу самопознания, переходит к воспоминаниям («Где-то там»). И снова ответ ускользает. Чувства, которые наполняли когда-то жизнь, безвозвратно прошли, как исчез доверчиво-наивный и открытый лирический герой. Свои былые поступки и эмоции вызывают улыбку и даже отчасти издевательский смешок.
Чтобы увидеть себя другим взглядом, нужно взглянуть в зеркало. Таким зеркалом для героя становятся случайные прохожие («Нас единицы»). Выясняется, что чужие, незнакомые люди очень похожи друг на друга, и сам лирический герой – на них. Индивидуальные черты в толпе блекнут, а на передний план выдвигаются присущие каждому («нас миллионы»), подчеркивающие общность человеческого рода. Становясь «одним из», герой находит свое место среди окружающих.
Самопознание было бы неполным, если бы герой не предпринял попытку взглянуть на мир без себя, чтобы понять, что изменится на земле с его уходом из жизни («Уже не вернусь»). Подспудно прячется вопрос: «Останется ли мир прежним?» Ведь «будут цветы и звезды», все так же будет идти ход времени, уже для других. Влияние лирического героя на мир станет явным только если в результате его смерти возникнет пустота. Выясняется, что мир все-таки изменится, мир потеряет человека: «Но я уже темных окон задумчиво не открою». Без него – это будет пусть совсем чуть-чуть, но все-таки Другой мир.
Идя дорогой поиска, лирический герой «примеряет» смерть не только на себя. «Не бойся, милая, ложись спиной на снег». То, что случится после, воображение рисует яркими красками. «Ты будешь счастлива, а посему мертва». Смех над смертью превращает ее в фарс. Воображаемая смерть не страшна. В то же время реальная потеря близких друзей воспринимается и переживается очень остро («Птица певчая», «Рейс 612»). Их уход еще сильнее выявляет ту роль, которую они играли в жизни героя. В возникшую пустоту, как в форму скульптора, выплескиваются его чувства, чтобы навсегда запечатлеть в памяти дорогие образы. «Соленый» жизненный опыт: понимание «что есть друг для меня» приближает к пониманию «что есть Я».
Мотивы встреч и разлук, обретения и потерь присутствуют в каждой песне, и все же общий настрой альбома остается позитивным.
Автор рецензии: Prostaya
Комментарии