Вышел в свет альбом “Cheek To Cheek”, на котором Тони Беннетт и Леди Гага перепели хиты золотого века американской джазовой эстрады.
Когда в 2011 году Гага и культовый в США джазовый исполнитель Тони Беннетт записали первую совместную композицию “The Lady Is a Tramp”, это оказалось крайне выгодной сделкой для обоих. Беннетт получил за альбом “Duets II”, в который и вошла эта песня, семнадцатую в карьере «Грэмми». Кроме того, он установил мировой рекорд как самый возрастной исполнитель за всю историю, возглавивший американский чарт “Billboard 200”. Леди Гага – заявила о себе как об обладательнице исключительных вокальных данных, годящихся далеко не только для ударных танцевальных треков.
Просторечное «tramp» переводится в лучшем случае как «бродяга», а относительно женщины и того хуже. На трек было снято видео, для которого Гага подобрала себе удивительно тонко раскрывающий песню образ: она блистала в элегантном вечернем платье (дескать, the lady) и притом с несуразными, на грани безвкусицы волосами зеленого цвета (все-таки a tramp). За этим стояла, кроме всего прочего, и ее собственная история. Взлохмаченные зеленые кудри – плоть от плоти постмодернистского диско, атрибут Гаги как представительницы даже не поп, а скорее пост-поп-культуры, заслужившей уважение и любовь из-за неподражаемой способности улавливать стереотипы, превращая их в новое и вдохновляющее, и смеяться над собой. Шикарное черное платье в пол – привет из счастливой в своей самодостаточности эпохи, которой еще не нужно было никого переиначивать, стилистика и мелодии которой покоряются Гаге на раз-два.
Продолжение у этой истории просто обязано было быть. И оно случилось.
И вот, сентябре Гага и Беннетт представили на суд публики итог совместной работы, которая заняла целый год: альбом-сборник каверов знаменитых американских хитов первой половины-середины XX века, почерпнутых из “Great American Songbook” – условного собирательного названия лучших композиций того времени. Это эпоха царствования Фрэнка Синатры, Дина Мартина и хитов Ирвинга Берлина, Джорджа Гершвина и других, уже ставших историей. Единственным носителем этой традиции на данный момент остается Тони Беннетт, 88-летний исполнитель, почитаемый в США как национальное достояние и живая легенда.
Тем большая честь для Леди Гаги. По словам Беннетта, он пригласил ее к сотрудничеству, потому что был в восторге от ее голоса. Наличие которого, надо признать, в замиксованных вдоль и поперек поп-треках, конечно, отчетливо улавливалось – но которому редко давалась воля, по имиджевым ли, по жанровым ли причинам. До сей поры Гага позволяла себе это лишь в акустических версиях, иногда очень удачно выбранных, как “You and I” или вступление к “Born This Way”, которая в рамках тура исполнялась целиком акустически. А иногда совершенно теряющихся в переложении на фортепьяно – вспомнить хотя бы “Paparazzi”. И это всегда становилось событием или одним из самых привлекательных эпизодов шоу. Вместе с тем всегда оставалось ощущение, что она может еще больше. В “The Lady Is a Tramp” потрясающий голос Леди Гаги впервые по-настоящему вырвался наружу из плена «га-га, у-ля-ля». В альбоме “Cheek To Cheek” с легкой руки Беннетта, такого же итало-ньюйоркца, как она, Гаге представилось весьма обширное «королевство», вокально «разгуляться» в котором у поп-дивы получилось блестяще.
Леди Гага – не первая поп-артистка, в определенный момент своей карьеры обратившаяся к свингу. Томас Андерс, «голос» немецкого диско-дуэта Modern Talking, после окончательного распада группы в 2003 году, вслед за типичным поп-альбомом “This Time”, записал “Songs Forever” – 14 хитов XX века самых разных направлений, исполненные в стиле свинг под аккомпанемент оркестра. Альбом не пользовался бешеной популярностью, но сыграл исключительно важную для расширения сугубо попсового имиджа Андерса, сложившегося еще в 80-е и обеспечившего ему как армию поклонниц, так и кучу ненавистников.
Подобное «переформатирование» имиджа происходит во время прослушивания альбома “Cheek To Cheek”. Сильный и яркий, то звонко взлетающий ввысь, то глубокий голос, мастерство владения им, скрупулезный, по-настоящему профессиональный подход к материалу – это, оказывается, тоже про Гагу и, что называется, “Do what you want”. Эмоционально насыщенный, затаенно взрывной даже в таких спокойных композициях, как “Nature Boy” и “But Beautiful”, вокал Гаги неподражаемо дополняет сдержанно-рассудительную, стремящуюся к тону доверительной беседы манеру Тони Беннетта. По две композиции в альбоме музыканты исполнили сольно: это “Ev’ry Time We Say Goodbye” и “Bang Bang” у Гаги и “Don’t Wait Too Long” и “Sophisticated Lady” у Беннетта.
«Я пою джаз с детства», – говорит Леди Гага. И действительно, в каждой нотке альбома “Cheek To Cheek” звучит искренняя любовь и радость, словно от возвращения к чему-то близкому и родному.
“Сheek To Cheek” дебютировал на первой строчке чарта “Billboard 200”, став третьим топовым альбомом для Леди Гаги и вторым – для Беннетта, который тем самым побил собственный рекорд 2011 года. В течение пяти дней после релиза было распродано 131 000 копий – отличный результат для жанра, не относящегося к мейнстриму. Диск также возглавил чарты джазовых и традиционных джазовых альбомов.
Последний на данный момент альбом Леди Гаги “ARTPOP” не стал безоговорочной сенсацией: об этом говорит хотя бы сам факт наличия жесточайших споров как критиков, так и меломанов и «маленьких монстров» относительно степени его успешности. С этой точки зрения обращение Гаги к прямо противоположному полюсу, а именно к классике, – идеальный вариант переключить всеобщее внимание, а главное, переключиться самой и, возможно, обрести новое вдохновение для чего-то совершенно другого – ведь у Леди Гаги никогда не было проблем с фантазией.
P.S. Пока готовилась эта рецензия, мы еще не знали, что Гага решила записать рок-альбом ;)
Комментарии