Артек Электроника – отечественный музыкальный проект редкого жанра soviet wave, в котором, в ностальгическом ключе, переосмысляется звуковое наследие советского прошлого. За полгода существования группа успела выпустить два альбома, а недавно организовала краудфандинг-кампанию по выпуску второго альбома на виниле. Apelzin встретился с основателями проекта Эрикой Киселевой и Александром Колупаевым и поговорил о будущем жанра soviet wave, советском прошлом и кризисе молодого поколения.
Когда появилась Артек Электроника и давно ли вы занимаетесь музыкой?
Эрика: Мы московский проект, появились в июне, а музыкой занимаемся около пяти лет.
Александр: Не так давно мы начали именно писать музыку, выступать как звукоинженеры и аранжировщики, а Артек Электроника наш первый опубликованный проект. Знакомы мы уже очень давно, лет шесть, наверное.
Как появилась идея обратиться к жанру soviet wave и как пришла идея использовать, в качестве сэмплов, голоса из советского прошлого, речи политиков и прочее?
А: Мы хотели музыкой донести какие-то эмоции и какую-то идею. В данном случае хотели подчеркнуть лучшие грани той эпохи, эмоции того времени, когда народ верил, надеялся на лучшее и мыслил глобально, о благе всей страны. Сейчас, как нам кажется, этого не хватает. Вставки же решили использовать, потому что слушали и анализировали коллег по цеху: Маяк, Электронику 302, Протон 4. Поняли, что везде не хватает голоса, уху не за что зацепиться. Инструментал это очень классно, но далеко на нем не уедешь и, чтобы как-то компенсировать это, решили делать такие вставки. В будущем планируем делать проект с вокалом, потому что инструментал инструменталом, а петь все равно надо.
Вокалист будет приглашенный или сами справитесь?
А: Надеюсь, что сами.
Э: По крайней мере в перспективе у нас записать собственный вокал, но пока мы в процессе обучения и изучения, поэтому первое время, скорее всего, будет приглашенный вокалист.
А: Вот на втором альбоме у нас есть бэки…
Э: Эволюционируем – сначала были без бэков, теперь уже и бэки появились.
Музыкальный стиль останется таким же?
Э: Ну, от soviet wave мы не собираемся отступать.
То есть, на ваш взгляд, soviet wave это полноценное направление, а не просто временная мода на фоне интереса к 80-м? Тот же Егор Летов, кажется, никогда не был так популярен. Не закончится ли интерес и вдохновленность публики такой музыкой вместе с модой?
А: Скорее всего, закончится, потому что это такое же временное явление, как например готик-рок, эмо-рок или, как сейчас, инди тема.
Э: Также как тяжелая музыка, металл, которые были популярны, а потом резко сошли на нет.
А: Не заканчивается только попса и это понятно.
Возвращаясь к вашей музыке, кроме смыслового наполнения, о котором вы уже сказали, у вас есть очень хорошая инструментальная часть, выгодно отличающаяся от коллег по цеху. В ней можно услышать и что-то похожее на дрим-транс и достаточно современный электронный рок. В связи с этим вопрос, чем вы вдохновляетесь и какую музыку слушаете?
Э: Чем мы вдохновляемся? Просто можем спокойно пересмотреть старые фильмы, пообщаться с родственниками, послушать их рассказы о том времени. Что-то да цепляет и тогда мысль сама начинает развиваться.
А: Нам нужно некое зерно идеи, которое мы дальше разовьем. Касательно музыки, мы слушаем брит-поп: Placebo, Coldplay, Muse, Depeche Mode.
Э: Imagine Dragons тоже, Radiohead…
А: Да, мы, на самом деле, не очень любим Маяк, не очень любим всю эту электронщину и считаем, что музыка должна быть массовой, а если музыка не массовая, то это проблема только автора.
Есть желание на стадионы попасть?
А: С такой-то музыкой на стадионы? Но на Moscow Music Week уже попали. С подобным материалом все очень периодично. Возможно, когда мы раскрутимся до каких-то высот, уже и интерес спадет к этой тематике. Поэтому мы и хотим уже сейчас делать что-то более массовое.
Говоря об эмоциях в вашей музыке, что появляется вначале: музыка к которой подбираются речевые вставки или сначала берется речь и уже от нее отталкивается сочинение всей композиции?
А: По идее…сначала появляется идея. Грубо говоря, у нас идей на целую книгу, мы берем какую-то из них и начинаем искать сэпмлы. Если сэмплы есть – отлично, если нет – перебираем дальше. К сожалению, не всегда находятся нужные сэмплы. Так что, сначала идея, потом сэмплы, а после заворачиваем все это в музыкальную оболочку.
Вы же не жили в СССР?
Нет, не жили.
Тогда откуда, на ваш взгляд, увлеченность такой музыкой у молодого поколения, не жившего в той эпохе?
А: Я думаю, потому что все, что нас сейчас окружает, было сделано в СССР. Это и люди старшего поколения, во многом, с советским мышлением…
Э: Советская архитектура, метро, сталинские высотки.
А: Да, архитектура. Тот же Парк Горького.
Но Парк Горького очень поменялся за последние годы.
А: Да, поменялся, но герб-то там какой, над главным входом? Как говорится, мы вожделеем то, что видим. Видя советскую архитектуру, мы к ней тянемся, нас окружают советские люди, и к ним мы тоже тянемся. К тому же эта романтика сейчас актуальна. Ни для кого не секрет, что в стране такой кризисный момент, а когда все плохо, мы начинаем смотреть в прошлое. Возможно и этот фактор повлиял на появление моды. Еще мне кажется, что достигнут некий пик в среде молодежи, когда вообще нет никакой романтики. Грубо говоря, у нас есть телефон, макдональдс и какая-нибудь учеба… на концерт приходишь – все стоят и снимают.
Но есть же новая волна андеграунда, те же группы с фестивалей вроде “Формы”: Отстой, Sonic Death. Вопрос, сколько в этом романтики, но последнее, что люди там делают, это снимают на телефон. В основном они лежат пьяные на инсталляциях из деревянных палет. Не очень романтично, но в этом, по крайней мере, нет скуки.
А: Это очень хорошо, что есть такие группы, на самом деле, но это все равно меньшинство. В целом, романтика исчезла. Мы уже и любим по-другому, и чувствуем по-другому – палка для селфи и социальные сети победили в этом мире.
Как вы верно заметили, копание в прошлом сопровождает кризис в настоящем. Вы считаете, что сейчас есть кризис в молодежной среде?
А: Духовный кризис, может быть. Я не социолог, не специалист в этой области, как и Эрика, но, будучи молодежью и общаясь со сверстниками, ощущение создается именно такое. Молодежь сегодня очень эгоистичная и непонятно чего хочет.
А чего хочет Артек Электроника?
А: Артек Электроника хочет эмоции передать. Те эмоции из прошлого, которых сегодня не хватает. Сейчас идешь по улице и все вниз смотрят, а мы хотим, чтобы они наверх смотрели, чтобы полет мысли был.
Э: Хотим вдохновлять людей, чтобы не было у молодежи кризиса, чтобы люди переступили через себя и начали дышать полной грудью, а не только смотрели в асфальт и думали о своих проблемах.
Артек Электроника это исключительно музыкальный проект или вы можете представить себя в коллаборации с театральным проектом? Может быть, создавая музыку для современного искусства, для инсталляций или перформансов?
Э: Да, это было бы очень интересно.
А: Да, если совместить музыку с другими областями искусства, было бы очень здорово.
Э: В этом плане мы не исключительно музыкальный проект, если предложат участие в подобных арт-мероприятиях, то мы непременно согласимся.
Подробнее ознакомиться с творчеством коллектива можно в официальном паблике Артек Электроники. Если же вам понравилась музыка группы, то до начала января можно поддержать их краудфандинг проект на сайте Planeta.ru.
Комментарии