В гостях у сайта Apelzin.ru группа Невидимки, смотрящие на ботинки, которая была образована в 2002 году. На счету у команды два демо и два полноценных релиза. Помимо записи, участники коллектива постоянно экспериментируют со звуком и двигаются вперед. Ярчайшим доказательством качества группы служит их последний альбом «Привязанность», который стал наиболее ярким релизом на российской инди-сцене за последние пару лет. В ходе интервью, мы узнали, откуда у Невидимок такая любовь к ремиксам, кто занимается дизайном альбомов и почему, несмотря на столь позитивное название, в творчестве присутствуют нотки меланхолии.
Обнаружил на вашем MySpace несколько переработок собственных песен. Скажите откуда у вас такая любовь к ремиксам?
Сейчас мы готовим к выпуску альбом ремиксов под названием «Связанные». Свои версии песен с альбома «Привязанность» сделали девять музыкантов из разных городов. В основном это наши товарищи и друзья, с которыми мы либо выступали, либо делали какие-то совместные проекты. Сами себя мы пока не ремиксируем, хотя концертные версии песен сильно отличаются от студийных – такие своеобразные ремиксы получаются сами собой.
Альбом собран, сейчас мы готовим оформление. Наша задумка заключается в том, чтобы каждый музыкант не только сделал ремикс (то есть своё видение аранжировки и трека вообще), но и сфотографировался, ориентируясь на наше оформление альбома: идея в том, чтобы на фото присутствовала остановка, не важно, автобусная, трамвайная или метро. Ну и желательно, чтобы сам автор ремикса попал в кадр. То есть, если у нас в оформлении альбома рассказана некая история, то тут предлагается эту историю как-то интерпретировать. Поэтому этот альбом будет включать в себя, помимо треков, ещё и фотоснимки – от каждого автора по снимку. На нашей страничке в MySpace мы выложили несколько ремиксов для ознакомления.
Есть ли артисты с идеальным звучанием по вашему мнению?
Это интересный и непростой вопрос. На мой взгляд, каждая великая или выдающаяся группа, так или иначе, нашла своё звучание. Идеальное – значит неповторимое, индивидуальное. Ну и, помимо звучания, есть ещё масса факторов, влияющих на ценность той или иной группы. Конечно, в современной музыке звук – едва ли не самая главная вещь. Но часто звучание идёт под руку с чем-то ещё. Свой звук группы ищут годами, пробуя и ошибаясь, – это как найти свой стиль, свою манеру. С другой стороны, мне не очень нравится, когда каждый новый альбом какой-нибудь группы похож на предыдущий. В этом смысле Невидимки всегда искали и экспериментировали, возможно, в этом и заключается попытка найти идеальное звучание.
У «Невидимок» очень красивые обложки. Вы сами их оформляете или нанимаете дизайнеров?
Оформление альбомов нам делают дизайнеры, причём мы всегда стараемся найти для этого людей, которым бы нравилась наша музыка. Оформление альбома – это точно такой же творческий акт. То есть, работа над оформлением начинается с того, что мы показываем художнику свой материал, свои песни, и начинаем про них говорить. У него возникают вопросы, мы их обсуждаем и т.д. Например, дизайн альбома «Привязанность» делал наш друг – художник и мультипликатор Андрей Золотухин, который сейчас живёт в Швейцарии. Он работал над оформлением пластинки около двух месяцев. Предлагал очень много разных вариантов, пробовал. Мы обсуждали, показывали черновые варианты друзьям, собирали впечатления. Андрей мне нравится тем, что он увлечённый человек и очень крутой профессионал. В итоге в какой-то момент начинается совместное творчество музыканта и дизайнера, оформляющего альбом.
Видимо, поэтому творчество Невидимок столь концептуально, и картинка отражает музыкальную составляющую. А что для группы ближе: не изменять своему стилю или постоянно двигаться в сторону экспериментов?
Невидимки всегда были группой нестатичной и постоянно менялись. Наверное, у нас нет даже своего стиля. Я как-то мало об этом думаю. Меня всегда увлекал сам процесс. Наши ранние записи сильно отличаются от альбома «Неспешность», а пластинка «Привязанность» совсем не похожа на предыдущий альбом. Сейчас мы готовим что-то совершенно другое. Очевидно, что эксперимент нам ближе, хотя мы никогда не говорим специально – а давайте поэкспериментируем. Мы отталкиваемся от тех песен, которые есть, и от той музыки, которую нам хочется играть сейчас.
Я люблю радикальную и экспериментальную музыку и считаю, что она и есть движущая сила всей остальной музыки. Мне нравится, когда музыка звучит необычно и нестандартно, любая традиция и чёткое следование ей есть угасание и увядание, и последующий распад. Поэтому любой жанр должен всегда подпитываться извне, а в музыку могут приходить идеи из других видов искусств, и это правильно.
Опять вопрос по MySpace. Ваши треки на странице называются на английском языке, но песни, тем не менее, поются на русском. Это спланировано ради завлечения англоязычной аудитории?
Совершенно нет. Аудитория тут ни при чём. По-моему, на MySpace нельзя назвать песню по-русски, можно только написать латиницей русское название. По крайней мере, у нас тогда не получилось, возможно, сейчас это изменилось. Ну, мы решили написать всё же по-английски – русское слово, написанное латиницей, всё же выглядит не очень хорошо. К тому же названия песен у нас довольно простые.
Кстати о международном языке, будет ли группа пробовать записывать песни на английском?
Песен на другом языке мы не планируем. Английский язык я знаю не очень хорошо и песен на нём не пишу. Чтобы писать песни на английском, нужно на нём думать, а мне это пока недоступно.
Прослушав пластинку «Привязанность» складывается впечатление, что «Невидимки, смотрящие на ботинки» иногда подвержены меланхолии даже не смотря на такое позитивное название. Как вы сами охарактеризуете свою последнюю работу?
Ну да, очевидно, доля меланхолии там есть. Видимо, это свойственно нашей музыке и нашим песням. Но я лично и не стремлюсь от этого уйти. На самом деле пластинка получилась как бы двойственная, как бы разделённая на два равных блока.
Первые пять песен – это такие светлые, немного меланхоличные песни, во многом личные, «про несбывшееся» – как написал обозреватель журнала «Афиша» Александр Горбачёв. Второй же блок – это вообще что-то странное. Там есть две песни практически без моего вокала (в одной поёт наш друг африканец, во второй две девушки), финальный трек вообще инструментальный, одна песня довольно шумная и эмоциональная. В общем, видимо, это и был тот эксперимент, о котором говорилось выше.
Когда пластинка вышла, и прошло несколько месяцев после её сведения, мы с нашим музыкальным продюсером Sunny Swan сели и послушали её от начала и до конца, и сделали вывод, что на альбоме есть слабые места, недокрученные, невыверенные, недодуманные, но есть и очень сильные моменты. Мне очень нравится первый блок, первые пять песен, кому-то альбом нравится фрагментарно. В любом случае, альбом записан и выпущен, мы шли к этой записи довольно долго, в него вложено много сил, энергии и времени. В общем, я доволен этой пластинкой, хотя вернись я в исходную точку, точно сделал бы многое по-другому.
Расскажите о записи диска: где писались, как работали, сколько времени заняло… Интересны любые подробности!
Альбом записывался в течение довольно продолжительного времени. Основную работу мы сделали на домашней студии музыкального продюсера Sunny Swan’а. Все голоса и кое-какие живые инструменты мы записывали на студии Vintage в Москве. Там же и сводили альбом. Сама запись была достаточно кропотливой. Часто мы сидели по 12 часов в день и искали нужный звук, сэмплировали или воссоздавали сэмплы. На альбоме присутствует несколько цитат, но мы не просто вырезали интересующий нас фрагмент – мы довольно тщательно над ним работали, добавляя в него свои какие-то элементы. То есть всё, что мы придумывали, всё равно работало на песню, на основной её посыл.
Было сделано по три-четыре аранжировки практически к каждому треку. Точнее, даже не аранжировки, а такие черновые варианты, наброски. Потом мы делали паузу, а через какое-то время возвращались к этим вариантам, и уже свежим взглядом смотрели – туда идёт песня или не туда. Некоторые песни были сделаны в жёстком цейтноте, буквально за ночь до студийной сессии, – это иногда сильно активизирует и стимулирует. Несколько песен у меня лежали уже довольно давно в качестве демо и просто ждали своего часа. Когда я начал собирать альбом, то есть, выбирать песни, которые хотел записать, я достал их и предложил Sunny Swan’у. Какие-то песни пришлось отбросить уже на первоначальной стадии. Но в принципе, всё, что мы хотели записать и оформить в пластинку, мы записали. Хотя когда ты начинаешь работать, ещё совершенно не ясно, куда это приведет, и что за альбом получится. Очень многое мы делали по наитию, и лишь позже в какой-то момент начинаешь осознавать, куда ты двигаешься, и какие формы приобретает пластинка. Я сторонник последовательного движения. Но иногда, чтобы абстрагироваться и попытаться взглянуть как бы со стороны на то, что ты делаешь, полезно переключиться на что-то другое, что-то вообще, возможно, не связанное с музыкой.
Ну и напоследок отмечу, что «Невидимки, смотрящие на ботинки» действительно уникальная для нашей страны группа. Хочется пожелать успехов вам. А вот если пожелания для читателей Apelzin.ru?
Отрадно, что есть такой журнал, и если есть люди, которые его делают, значит обязательно найдутся и те, кто его читает. Меня в музыкальной прессе всегда привлекала информативность, я хотел узнавать что-то новое. Долгое время мы жили в информационном вакууме, сейчас многое изменилось благодаря Интернету – поэтому хочу пожелать читателям Apelzin.ru стремиться узнать и понять что-то новое, неизвестное, спорное и, конечно, удачи.
Комментарии