Олег Фриш называет себя «поющим ведущим». Он первый русский в истории, получивший собственное шоу на американском радио в США. За 25 лет карьеры в эфире радио и телевидения он взял интервью у огромного числа звезд мировой музыки. О золотых хитах прошлых лет, особенно джазовых, Фриш любит не только говорить, но и увлеченно исполняет их сам. Его непринужденную манеру ценят сами легенды эпохи и любит публика, а для многих песен он создает новые уникальные версии.
В преддверии концерта Олега Фриша в Москве 4 декабря Apelzin.ru решил взять интервью у него самого. Собеседник оказался человеком с бьющей ключом энергией и креативом, а разговор оставил чувство, словно мы бегло прочли музыкальную энциклопедию. По телефону из Нью-Йорка Олег Фриш рассказал о том, что его объединяет с Леди Гагой, зачем надо петь в сумасшедшем доме, и почему, живя в Америке, он не стесняется своего русского акцента.
Олег, Вы когда-нибудь уже выступали в России?
До переезда в Америку я работал в Росконцерте, был такой эстрадный жанр – «психологические опыты». Я отгадывал разную энциклопедическую информацию, которую задумали зрители: названия городов, даты исторических событий, имена великих людей и песни. И когда я уехал в Америку заниматься радио и телевидением, через какое-то время начал выступать как поющий телеведущий. Случилось это с легкой руки знаменитого певца Энди Уильямса. Он мне подал идею записать альбом и выступать: «Олег, у Вас приятный голос!» Я говорю: «Слушайте, Энди, кто на меня пойдет?» А он: «Знаете, было время, когда меня никто не знал. Важно начать». Так все и пошло. И сейчас у меня выступления в Америке, Канаде, Австралии… В Москве я первый раз побывал с концертом в прошлом году. Для меня это было неожиданно очень успешно: битком набитый зал Клуба Алексея Козлова. И в этом году они снова пригласили меня.
Что на сей раз ожидаете от московского концерта и публики?
Я ожидаю много людей! И еще – в Америке, скажем так, не принято петь на других языках, может быть, кроме испанского. А у меня такая фишка – я пою на многих языках, на концерте их будет одиннадцать. В этом году у меня презентация новой работы, которая вот-вот выйдет. Я привезу с собой образцы дисков – это советское ретро 50-60-х в американских аранжировках. Это первый раз в истории, когда советские песни полностью исполнены, аранжированы и сдирижированы американскими музыкантами. Все это во главе с Дэвидом Бергером – известным музыкантом, дирижером и композитором. Он сделал эти версии специально для меня, и они будут исполнены как часть концерта.
Т.е. диск еще не вышел, но скоро появится?
Да, он уже готов. Я сейчас, кстати, после интервью еду в студию, буду заканчивать писать. Мы уже монтируем его. Я привезу диски в необычном виде, но пока больше ничего не скажу (смеется).
Вы скоро отмечаете 25-летие своей карьеры телеведущего. О каком или о каких интервью вспоминаете с наибольшей гордостью?
Например, Глория Гейнор – I Will Survive. Она не просто была у меня на интервью, мы с ней очень подружились. Би Би Кинг, легендарный человек. Перуанско-американская певица Има Сумак, самая загадочная певица на планете. У нее диапазон голоса был почти пять октав. Ее хорошо знали в СССР. Мне все говорили, что я никогда до нее не доберусь, и это, конечно, была безумная победа.
Джеймс Браун. Кстати, ему так понравилась наша беседа, что потом он присылал за мной в Нью-Йорк свой личный самолет. Вупи Голдберг, Клаудиа Шиффер… Одно из самых интересных интервью – Донна Саммер. К сожалению, она ушла из жизни в 2012 году, и это оказалось ее последнее интервью. Года три до смерти она болела, очень изменилась и стеснялась этого, не появлялась на ТВ. Но мы ее уговаривали, и когда она с мужем приезжала в Нью-Йорк, мы ее снимали. А когда ее не стало, ко мне обратились с канала CBS и попросили продать им несколько минут интервью, потому что они нигде не могли найти, как она выглядела в последние годы… Из молодых – Питер Синкотти, Майкл Бубле.
Вы считаете себя в первую очередь телерадиоведущим или певцом?
Я себя считаю поющим телеведущим, потому что пою и музицирую даже в эфире. Все мои гости очень любят петь живьем и часто а капелла. Сидим мы, например, с Томом Джонсом: «А вот помнишь эту песню…?» – «А напой!» Я начинаю петь. «А, да-да…» В прошлой студии у меня был рояль. Пришел Тони Дэ Сера, молодой пианист и певец, популярный в Америке. Говорит: «Олег, какие у тебя любимые песни?» Я ему (поет): “I wish you blue birds in the spring…” И он: «Все, давай споем, в какой тональности, я подберу…» И мы живьем прямо в эфире спели.
Конечно, я прежде всего телерадиоведущий. Я такой «выкапыватель», люблю копаться в прошлом и находить то, что забыто. С появлением Интернета, это, возможно, стало менее актуально, но там очень много ошибок и неточностей. И не о каждом из артистов есть достоверная и четкая информация. Поэтому я всех своих героев находил вживую. Например, Эмиль Горовец. Он был суперпопулярным певцом в СССР, уехал в 1973-м году в Израиль, потом в Америку. Я нашел Эльмиру Уразбаеву – она первая ведущая «Голубого огонька», певица, писала стихи к песням. Вадим Мулерман, Аида Ведищева… У меня в передачах были даже те, кто никогда ни у кого не был, потому что боялся какого-то скандала. А мы с ними говорили о музыке, и им это нравилось.
Из всех музыкальных направлений вы отдаете предпочтение джазу. Чем лично вам близко это направление, что оно для вас значит?
Оно мне близко позитивом. Джаз – как страна, в которой много разных городов и областей, и мне нравится область под названием свинг. Это очень веселое, фактически танцевальное направление, очень синкопированное, радостное, позитивное. Это оркестр Дюка Эллингтона, это Фрэнк Синатра, Тони Беннетт, Элла Фицджеральд, Билли Холидей. Это очень позитивная, очень свободная музыка. Если, например, в советской песне фразы были в основном маршеобразного характера, то здесь даже в размере 4/4 есть свобода. Ты можешь строить, делить фразу как хочешь, можешь ее петь каждый день по-разному. Джаз – это музыка страны, в которой я живу уже 25 лет. И она мне напоминает о 60-70-х, о моем детстве, когда у нас были популярны эстрадно-джазовые оркестры. Я очень люблю, когда на сцене живые музыканты, живой звук, живой вокал. Позитив и жизнь – два фактора, которые мне безумно нравятся.
Вы уже много лет живете не в России, но наверняка в курсе того, что здесь происходит. Как оцениваете реалии российской жизни в том, что касается культуры?
Мне нравится, что сегодня в России большая свобода в плане западной музыки: ей обучают в Гнесинке, в музыкальных колледжах. Люди поют то, что хотят, или свою музыку, пусть она, может быть, и менее интересна для слушателей, чем известные мелодии. В Москве открылось много джаз-клубов, как и в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. В Россию ездят зарубежные исполнители – мои друзья: Шэрон Кларк, Синтия Холидей. Они очень довольны, что смогли открыть для себя такую огромную страну. Нравится, что публика ходит в театры, и у нее есть выбор. У многих больших артистов, таких как Елена Камбурова, Александр Градский, Александр Левенбук, есть свои театры, антрепризы.
Что мне не нравится? Очень много пафоса у артистов. У молодых, возможно, так и должно быть, потому что они пытаются утвердиться разными способами… Еще мне нравятся российские джазовые инструменталисты. У них такой высокий уровень, что они должны выходить за пределы России. В прошлом году я был настолько впечатлен московским оркестром, что в этот раз не беру с собой музыкантов из Америки.
А вот с певцами реальная проблема. И дело тут не в акценте, как многие считают. Меня, например, «забанило» Radio Jazz из-за «легкого русского акцента». А какой у меня должен быть акцент, китайский? Японский?.. Я, например, подшучиваю над собственным акцентом на своих шоу. Американцы обожают, когда есть свой акцент. Одна певица мне как-то сказала: «Олег, нечего стыдиться своего акцента! Он был, есть и будет. И поэтому мы тебя сразу узнаём. Я включаю радио и говорю: oh, my Russian friend! Я тебя понимаю, как понимаю человека с американского Юга». Так что дело не в акценте, а в исполнительском мастерстве.
Как первый русский, у которого появилась своя программа на американском радио – я на английском языке веду передачу о джазе, рассказываю американцам об их собственной музыке – могу сказать, что люди не до конца чувствуют этот стиль, свинг. Они все равно «сползают» на русскую манеру исполнения. Это следующий шаг для российской музыки.
Есть талантливые артисты. Мне нравится Полина Гагарина. Очень нравится Андрей Цветков, победитель «Голоса», он сейчас в Лос-Анджелесе. Безумно талантливый парень из Израиля Влади Блайберг, тоже в «Голосе». Оттуда же – Андрей Давидян, Миша Житов – фантастический певец. Главное, чтобы их не испортили. Роскошные певицы – Этери Бериашвили, Мариам Мерабова.
А из всемирно известных артистов кого слушаете?
Мне однозначно нравится Леди Гага. Она очень оригинальный и очень профессиональный человек. Условно говоря, музыку Пола Маккартни я с собой в рюкзаке в поход не возьму – это хорошо, но это не мое. Я возьму дуэт Леди Гаги с Тони Беннеттом – считаю, это работа очень высокого уровня. Кстати, в Америке трое из музыкантов, с которыми я сотрудничаю, играют в оркестре Леди Гаги и Беннетта. Мне нравится Питер Синкотти, очень стильный исполнитель. Бейонсе очень талантливая. Французская певица доминиканского происхождения Сирил Эмей, популярная в США. Ее последний диск выдвинут на «Грэмми». Что касается поп-музыки – британская группа 80-х Shakatak. Она светлая, клевая, такой фристайл, фьюжн. Я очень люблю фольклорную, самобытную музыку: Шаде, Бьорк. Мне нравятся сумасшедшие люди. Сегодня или завтра у нас концерт Земфиры. Она человек с потрясающей энергетикой, который сразу «берет» зрителей. Это редкость, но такие люди есть.
Расскажите, что еще ожидает публику на вашем концерте в Москве 4 декабря?
Это хороший вопрос! Песни на многих языках в джазовых оркестровках. Моя фишка – уникальная версия популярной песни Hello Dolly: по-английски и на идиш. Я дружу с автором этого хита Джерри Германом, он американский еврей. Он мне сказал: «Олег, я слышал все – на русском, украинском. Но на идиш – никогда». Я ему выслал диск, получил массу хороших слов. Будут выступления различных гостей. Это будут сюрпризы, пока не хочу говорить. Много популярных артистов из разных времен, из шоу «Голос». К сожалению, моих любимых звезд 50-60-х уже нет в живых, либо они не выходят на сцену по состоянию здоровья. Конечно, я бы хотел, чтобы у меня в концерте участвовала или хотя бы присутствовала легенда советской эстрады Тамара Миансарова – «Черный кот», «Пусть всегда будет солнце». Чтобы у меня была первая джазовая певица СССР Гюлли Чохели. Конечно, я хочу пригласить Галину Ненашеву. Посмотрим. Все весело, все позитивно, никаких страданий по ушедшей любви. No, no, no. (смеется)
Вы интервьюер с гигантским стажем. Есть ли такой вопрос, который вы часто задавали другим, но с удовольствием бы ответили на него сами?
(задумывается) Допустим, вопрос, который я задаю в конце передачи – что Вы последний раз искали в гугле? Я вот сегодня искал себе daybook, ежедневник на 2017 год. Потому что у меня уже много что есть записать. Или такой вопрос: с кем из уже ушедших людей вы хотели бы поужинать?
И каков ответ?
Элла Фицджеральд, сто процентов. Джеймс Браун, Майкл Джексон, Донна Саммер. И думаю, что Мэрилин Монро. Не только потому, что она красивая женщина, икона стиля, но она еще и одна из первых известных мне поющих киноактрис. Ее манера пения мне очень близка – мне важно донести, создать голосом настроение. И поэтому, кстати, мне очень нравится радио. Это магия голоса.
Ну и традиционный вопрос от нашего сайта: что вы посоветуете начинающим музыкантам? Как добиться успеха?
Первое – это много работать. Если певец – много петь. Неважно где: в душе, на остановке автобуса, в гостях, в сумасшедшем доме. Второе – не слушать людей, которые могут привнести негативную эмоцию. Которые оттого, что сами неудачники, начинают останавливать других: «Да зачем ты поешь? Зачем ты играешь на гитаре? Иди лучше компьютерщиком работай». Это, как правило, даже не от зависти, а от комплексов. И третье – быть собой, не стесняться все делать по-своему. Когда-то появилась Жанна Агузарова со своим имиджем, Леди Гага, и это был успех. Вот, наверное, и все.
Спасибо вам огромное за интервью, было очень интересно!
Взаимно!
Концерт Олега Фриша, на котором будет представлена программа в стиле джазового кабаре «Swing International» из мировых и советских ретро-хитов на многих языках, состоится 4 декабря в московском Клубе Алексея Козлова.
Афиша концерта и билеты на сайте клуба.
Комментарии