Salvador

Как обычно сок принесли не того объема, который заказывали. «Мы просили 0,4, а это – 0,2. Нет 0,4? Ну ладно, оставляйте». Никакого скандала, ноль раздражения. Голос и гитара одной из самых необычных альтернативных групп России – Дмитрий Перевертень – спокоен как «танк». Андрей, бас-гитара, голос, и по совместительству брат Дмитрия, кажется более экспрессивным. Глядя на них, складывается ощущение, что Salvador – продукт полного взаимопонимания и гармонии, хотя мнения по многим вопросам у братьев по музыке и по крови разошлись…

– Представьте свою команду, как если бы Вы писали начало интервью. Обычно журналисты выдумывают какие-то ассоциации, позиционируют группу, но не всегда это совпадает с мнением самих участников коллектива. Что бы Вы хотели сказать о себе?

Ну что тут скажешь. Мы – группа, мы играем. Играем экспериментальную альтернативу, которая не ограничивается только какой-то тяжелой, жесткой музыкой. Это может быть абсолютно разная стилистика, но у нас как-то получается всю ее объединять в один стиль. Вот мы недавно анализировали, насколько разные у нас песни, и сами удивились. Здесь и хип-хоп, и альтернатива, какие-то вещи есть абсолютно попсовые, где-то мы можем просто прикалываться, т.е. – самые разные настроения. Когда диджеи смешивают разные треки – это называется mash-up, вот мы также смешиваем музыку. Раньше называли свой стиль секс-текила-латино-рок, потому что у нас была полная смесь: много акустических гитар, латино, музыка была вся живая и темпераментная. Ну, в смысле, такая и осталась, просто мы немножко в разные какие-то стороны ходим и, конечно, мы разбрасываемся – нам интересно все попробовать.

– У вас недавно был концерт в Китайском летчике – акустический или электрический?

У нас всегда была проблема с разграничением. Дело в том, что если мы играем unplugged, мы играем на акустике и в какой-то такой спокойной аранжировке. А когда мы играем, допустим, на какой-то большой площадке, то тоже на акустических гитарах, но там просто по аранжировке все громко и мощно, т.е. разница очевидна.

– А в «Летчике» вы играли неполным составом, да?

Да, потому что Димка – наш второй гитарист – уехал в Сочи отдыхать. Но мы, я помню, в прошлом году вообще весь концерт вдвоем играли на двух акустических гитарах, и «на ура» все прошло.

– Часто ли участвуете в фестивалях? И что круче: энергетика от коллективных выступлений с командами-единомышленниками или сольные концерты?

Андрей: Честно говоря, фестивальный концерт, сольный концерт, концерт с тремя группами, с разогревом или на разогреве, например, у Сержа (команда отыграла на разогревe у Serge Tankian – прим. автора), или просто посиделки на кухне – лично для меня, для человека-позера главное, чтоб был один, который будет смотреть. Все. Мне достаточно этого, чтобы я с пеной у рта там прыгал – что-то выдавал и по фиг, что я буду делать – хоть долбить головой пепельницу.

Дмитрий: Я думаю, что все это одно и тоже. Музыкант, человек на сцене – он бесполезен без публики. Более того, мы на концертах просто чума. Если есть хоть один слушатель, то все, лично для нас концерт состоялся, а если тысяча – то вообще круто. Мы как раз сегодня смотрели видео, как барабанщик западный качает, а перед ним огромнейший стадион. А он просто сессионщик, со спины офигенно на барабанах рубит – крутой риф играет. И мы стали сразу обсуждать эту тему – качал бы он так, если бы не было перед ним зала. Но лично мне кажется, что он и один на студии также круто все делает, просто, блин, – это жизнь и это рок-н-ролл.

– Как вы считаете, хватает ли идейных фестивалей? То есть, очевидно, что фестов по разным клубам проходит неимоверное количество. Но много ли тех фестивалей, которые несут в себе какую-то идею, способную объединить и выступающие на мероприятии команды, и пришедших на мероприятие людей?


Андрей:
Мы с удовольствием во всех фестивалях участвуем.

Дмитрий: Ну – во всех, это, конечно, ты загнул, но в нормальных… Ну вот, как я понимаю, фестиваль в «Точке», который будет 17 сентября, будет первым отдельным альтернативным фестом. Я просто тоже думал, почему у нас не проводят отдельно альтернативные фестивали – давно уже пришло время. Вот, например, «Нашествие» – это русский рок. Многим командам вообще нечего там делать, потому что уже сформировалась традиция. Т.е. это те люди, которые форматны. Но много же групп, которые играют совершенно другую музыку. Да, там есть на «Нашествии» альтернативная сцена, понятно, почему они ее делают. Но во всем мире цивилизованном уже давно проводятся альтернативные фестивали, причем отдельно, даже делятся на всякие направления – тяжелые, rock-n-ring, например, еще там Woodstock. Это все как раз и формирует совершенно другую культуру, там зрители знают, зачем они приходят. И если 17 числа получится сделать именно так, то это вообще будет круто. Я не знаю, я думаю, что в Росси у нас уже давно сформировалось альтернативное движение и команды, которые его поддерживают, играют уже на достаточно высоком уровне, заявили о себе и создали определенный пласт, как когда-то в свое время русский рок. Надеемся, это будет такой крутой фестиваль, как мы себе его представляем – чтобы это был крутой звук, чтобы это был крутой свет. Потому что как сегодняшние наши выступления по клубам, как у и многих команд, не всегда складываются на 100%. Мы половину наших идей, нашего творчества, теряем элементарно из-за нехватки хорошего звука на сцене.

Андрей: Часто ты приходишь и втыкаешь свою хорошую гитару в их плохой комбик, потому что другого просто нет. Если в Москве ты можешь его дозаказать где-то, то, допустим, в регионе вряд ли это возможно. И вся твоя музыка может просто оказаться внизу. И то же самое шоу. Как бы ты ни прыгал по сцене, если нет хорошего света… Вот, представь себе, прыгает музыкант по сцене, рубится, а свет – говно. И выглядит это все – говно. А если что-то происходит, что-то мелькает постоянно, да еще и звук крутой. Этот чувак появился, и видно, как быстро он двигается – вон он, уже на другом конце сцены. Это же важная составляющая шоу. А что для этого нужно-то? Просто хороший световик, хороший звукорежиссер. Извращенцы нужны, настоящие извращенцы.

– Почему сорвалось «Нашествие»?

Мы один год пропустили этот фестиваль и немного потеряли связь с организаторами. В этом году заявились на «Нашествие», но нас очень долго не брали. Только за несколько дней взяли, но на позитивную сцену. А вся наша аудитория – на альтернативной. И мы решили, что нет смысла выступать там. Могло случиться выступление, но рваться туда только потому, что это «Нашествие» не стоит, наверно. Какое-то странное отношение в этот раз возникло, долго динамили. Ну не из-за какого-то негативного отношения, как нам кажется, а потому что организация такая. Мы, честно говоря, расстроились, что не поехали. Все-таки это один из главных летних фестивалей. Ну, слава Богу, мы поедем на Кубану.

– Что для Вас альтернативная музыка?

Нам кажется, это свободная музыка. Сейчас понятно, что это не только тяжелая музыка, потому что Серж Танкян – это тоже альтернатива, но это не тяжеляк. Музыка, которая свободна от форматных ограничений. Эта музыка чисто свободных художников, творческая.

– Какие самые часто допускаемые проколы на командных мероприятиях: организационные, технические и т.д.?

Дмитрий: На каждом концерте они есть… Можно сказать так, пока еще не было ни одного фестиваля на нашей памяти, чтобы там все было идеально. Здесь нельзя винить организаторов, потому что фестивали – это целая сложна корпорация, где все зависит от каждого, оттого, как каждый отработает на 100% и сделает все качественно. Начиная от выступающих на сцене, заканчивая теми, кто коммутирует свет, звук и вплоть до тех, кто решает, сколько бутербродов должен съесть артист. С нашим русским пофигизмом…

Андрей: Ты знаешь, наверно, ситуацию с группой «Prodigy», когда целая стойка с сателлитами просто рухнула у них на концерте. Это как раз о том, что все зависит от человека, который закручивал последний болт. Я присутствовал на саундчеке Сержа 2 дня. Это не передать, как люди работают. Это очень профессиональные ребята, которые спокойно все делают. Они ходят, крестики ставят на полу, что где должно стоять. У нас 2 года назад я впервые увидел на «Нашествии» крутящуюся сцену для барабанов. Они наконец-то додумались, что делать перегородку с одной и другой стороны – это удобнее. То есть, пока играет группа, другой барабанщик спокойно стоит на соседнем конце сцены и собирает барабаны – тот сет, который ему нужен, а не во время перерыва, когда 3 человека бегут и начинают накручивать… Это элементарные вещи.

Дмитрий: Не, ну здесь все зависит, конечно, от опыта и я думаю, у нас в этом смысле все впереди, потому что время идет, фестивали проводятся, опыт накапливается, появляются люди, которые многие вещи начинают понимать. Потом, все-таки, мы же сейчас много контактируем с западными артистами, узнаем, как и что нужно делать. Я думаю, что у нас тоже все будет хорошо. Главное, чтобы были зрители, желающие получать удовольствие от концертов. Они будут приходить в клубы и их будет больше, если будут соблюдены какие-то моменты – свет, звук. Мы сейчас работаем с очень профессиональной студией, которая делает все не по русскому обычаю. Ребята первым делом вложили много денег в звук, мы часто берем у них что-то в аренду. Допустим, следующий концерт в «16 тоннах» будет 1 августа, мы будем брать на разогрев молодую команду, совсем юные смешные ребята, на вид им лет по 15. Вот они репетируют, я их слушаю на хорошем звуке и прусь – больше ничего и не надо. Они сами даже начинают играть по-другому, если хороший звук, потому что уже имеют возможность слышать свои нюансы, их корректировать. То же было и у нас, когда мы переехали с обычной базы на эту крутую студию.

Андрей: Я сделаю 3 шага назад, мне понравилась Димина фраза, что сейчас больше организаторы общаются заграницей, с зарубежными исполнителями, учатся и т.д. и т.п. В 1987 году молодой Гребенщиков говорил, наверное, в интервью какому-нибудь журналу то же самое. Ничего не меняется. Ничего.

Дмитрий: Меняется, все-таки меняется. Все зависит от команды людей, которые делают. Смотри, Андрей, есть момент, когда реально есть ощущение, что мир изменился. Это произошло, когда альтернативные группы стали собирать до хрена народа. Никто до этого и предположить подобное не мог. И в этом смысле тоже все может измениться. А твоя позиция – она фатальная.

Андрей: Я имею ввиду техническую сторону.

Дима: Да, это понятно, но опять же все познается в сравнении. И все приходит с опытом.

– А вы что-то свое из оборудования с собой на концерты возите?

Андрей: Сейчас да. Берем в аренду. Раньше этим не заморачивались. Мы очень часто выступали в Б2 на большой сцене. Я, как басист, люблю очень хороший звук. Чтобы чуть-чуть до струн дотронулся и волосы дыбом встали. Там не менялось года 4 вообще ничего. Однажды я отыграл концерт на местном стэке, даже без пищалок. Но мы же тоже растем и сейчас можем себе позволить из бюджета концерта отдавать деньги за бэклайн и, соответственно, мы начинаем пользоваться собственными стэками, т.е. нанимаем людей, которые все это привозят, а потом играем. И по-другому никак. После такого концерта я читаю на форуме: звук был просто чума, концерт – чума. Потому что я играю, меня прет, я выдаю больше энергии и профессионализма. Вот и все.

Дмитрий: Сколько было примеров, когда хорошие группы выступают в каком-нибудь клубе с плохим звуком. И все впечатление теряется, человек глохнет, нет никакого кайфа, ему остается только пива нахлестаться, чтобы голова себя потом нормально чувствовала.


– Если бы вы сами организовывали идеальный фестиваль, то как бы он назывался, кого бы позвали, где бы провели, в чем была бы идея?

Дмитрий: Моя мечта сделать open-air альтернативный, как это делается уже во всем цивилизованном мире. Вот это было бы круто. Кого бы пригласили? В свое время, когда мы выступали в обойме, вот там была офигенная подборка. Многие ушли, многие остались. Обойма была с сильным уклоном в альтернативу, это был в основном nu-metal, тогда еще он был на подъеме. Сейчас бы сделал разброс такой – от «Психеи» и «Amatory» до «Мои ракеты вверх». Из западных – ну «Soul Fly» было бы круто, «System of a Down» если бы воссоединить для фестиваля, «Rage Against the Machine».

Андрей: Я с удовольствием бы купил, если есть возможность, бренд Woodstock и вся Европа бы по-любому сюда приехала. Вот если собрать всю команду Woodstock 1999 года плюс еще наших нормальных пацанов. Я бы больше новых интересных имен пригласил, даже в разных стилях.

– Представьте: Вы играете на фестивале и видите, что какая-то команда явно профессиональнее работает, у них ярче тексты и лучше сыгранность, поставлено шоу. Такая ситуация для Вас – это стимул стремиться к самосовершенствованию, разочарование в собственных силах или желание поработать вместе с этими ребятами?

Андрей: Круче быть не может. Ты на фестивале (17 сентября, клуб «Точка», Первый ежегодный фестиваль альтернативной музыки «Альтрогатива» – прим. автора) реально воткнешь, я тебе говорю. Мы – одна из самых профессиональных групп в России. У нас сложная музыка, это – не просто тупое парево, это – не просто рыгание в микрофон, напившись кока-колы. Это действительно сложные партии, очень оригинальная музыка. Соответственно, эту музыку непросто играть. Ты увидишь, мы ее играем профессионально и с огромной волной энергии, которая сносит на хрен. Я человек прямой и всегда говорю прямо – я такой команды еще не видел. Мне даже после Сержа люди писали – «все круто, вы даже круче Сержа, ребята».

Дмитрий: Есть шоу, да, и есть цена вопроса. Можно шоу сделать за 3 копейки и выехать за счет профессионализма и харизмы, а есть шоу U2 за 4 млн. долларов. Но оно же себя оправдывает! Плюс они еще и U2. Поэтому зависти никакой у нас не будет, мы просто понимаем разницу.

У Вас есть опыт работы на одной сцене с западными исполнителями. Наверняка, Вы видели, как работает зарубежная команда специалистов над организацией концерта – звуком, светом, как сам исполнитель ведет себя на сцене и подает публике. Огромна ли пропасть между российским понимаем «хорошо отработанный концерт» и западным? Чему Вы научились?

Дмитрий: Во-первых, я тебе скажу, что сейчас особой пропасти-то и нету. С каждым годом она сокращается и скоро подойдет тот момент, когда мы выйдем на европейский или там западный уровень. Но здесь нужно, чтоб это поколение, уже сформированное в этой информации, которое знает все западные фишки, немного выросло. И все будет нормально. Вопрос опыта на самом деле. И отношения. Но это момент уже очень тонкий – один человек, например, техник не будет работать хорошо, потому что у него низкая зарплата, а другой человек не будет работать хорошо, потому что он просто не понимает задачу, поставленную перед ним. Ну и профессионализм музыкантов.

Андрей: Назовите мне хоть одну российскую топовую команду с сессионными музыкантами, но которые играют крутой рок. Нет. В России – это в основном, группы. Ну, там кто-то убежал, кто-то появился. На Западе ситуация другая. Допустим, Серж собрал сессионников, и ребята работали просто «на ура», круто. Тем не менее, на Серже с симфоническим оркестром я разочаровался. У них, видимо, тоже такая херня бывает – не отдаются делу. Есть реально у нас команды, которые выступают круче западных. «Amatory», «Tracktor Bowling», ну «Бумбокс» какой-нибудь. «Слот», да. Нормальные чуваки.

– То музыкальное направление, в котором Вы нашли себя, сейчас на волне популярности в молодежной среде и в почете у критиков. Как Вы думаете, почему?

Дмитрий: Ну да. Это все естественно, потому что опять же ниша – она еще не занята. Если попса, в ней уже все понятно, там негде развернуться людям творческим, там вся музыка продуманная, коммерческая, там нужно иметь хорошие мозги, аналитический и прагматический склад ума, чтобы на этом зарабатывать деньги. Хотя и в попсе есть много хорошего. Ну, или, к примеру, сейчас хип-хоп, который на волне тоже. С хип-хопом вообще все просто. Там люди не запариваются ни над райдером, ни над записями, ни над чем – там просто тексты и харизма. И есть у нас некоторое количество людей, которые хип-хоп в России подняли – Гуф, Нагано, кто там еще… ну есть, есть. Ну и мода сейчас на все это дело. Хотя мода – вещь изменчивая.
А альтернатива – она поднимается, потом спадает, потом снова. Нельзя сказать, что она сейчас номер один. Жанна Филиппенко как-то сказала, что самые долговечные, долгоиграющие группы – это группы номер два. То есть первые быстро зажигаются и также скоро сгорают. А вторые, они дольше живут и держатся на плаву. Собственно, то же самое с альтернативой. Я рад, что у нас в России рок и альтернатива никуда не делись и скоро альтернатива начнет выходить на коммерческий уровень, но не попсоветь, а на естественный коммерческий уровень. Это необходимо для продолжения ее существования. Понятно, что такие эксперименты, как у Фадеева с группой «Kitai», ну – это бред сивой кобылы. Из стиля эмо сделали поп. Естественно, что это все никуда не идет и не работает.

Андрей: Посмотрим на европейский уровень. У нас есть говно – типа Иванушки Int… Как им это в голову пришло, как они сумели все это преподать и кто все это слушает??? Или, допустим, Джастин Тимберлэйк, который выпускает новый альбом. Это попса? Это ни фига не попса. Я уверен, ты видела его живые концерты, это – рок. Jay Z, Rihanna – это рок. Там мега-барабанщики. Вот это настоящий рок. Поэтому для меня и было удивлением, когда я смотрел Woodstock 1999, когда выступает «Limp Bizkit», а там за сценой стоят басит «Korn», Kid Rock и Puff Daddy – офигеть вообще. А что он там делает? А у них нет разделения. А у нас Шевчук с Киркоровым пиздится, понимаешь?

Дмитрий: Ну, потому что у нас, если взять старую сцену, там исторически 70-80-е года, людей талантливых масса было, но у них не было технически того, на чем они могли бы сделать звук как на Западе. У нас гитара первая Fender в России появилась в 1981 году, кто-то из заграницы привез. О чем тут говорить?! Развитие было заторможенное. Сейчас все это есть. Единственное, чего не хватает – это воздуха в медийности. Потому что все эти радиостанции и т.п. работают по такому принципу, что если ты попадаешь под формат – тебя берут, если – нет, то ты как бы за бортом. И это в корне неправильно. Например, те альтернативные группы, которые сейчас собирают 1000 или 2000 человек, если бы у них была достойная раскрутка, преподнесение, как это работает на Западе, собрали бы и стадионы, и проводили бы эти фестивали, организаторы бы получали за это деньги – машина бы работала…

Автор: Алена Нах

Ближайшие концерты группы «Salvador»:

  • 1 августа, клуб «16 тонн» (ул. Пресненский Вал, д. 6, стр. 1), начало 20:00.
  • 17 сентября, клуб «Точка» (Ленинский проспект, д.6 строение 7), Первый ежегодный фестиваль альтернативной музыки «Альтрогатива», начало: 19:00.