Алексей Фомин – российский исполнитель, сочиняющий потрясающую музыку. Выходец из простой советской семьи, Алексей самостоятельно изучил мир музыки и погрузился в него с головой.
Здравствуйте, Алексей. Начнём, пожалуй, с такого вопроса: ню-джаз это “сложный” жанр, тем более для России, почему именно он?
Ню-джаз – это смесь из джаза, электронной музыки (хаус, broken beat, джангл и т. д.), соула, фанка, нечто с “околоджазовыми” гармониями, чаще на ломаном ритме, иногда с очень техничными инструменталистами… Конкретной цели сочинять музыку в этом жанре у меня не было. Всегда мне очень нравилось слушать все те произведения, что были близки к этому жанру и, не случайно, первая, мною записанная мелодия была в жанре ню-джаз. Я всегда любил клавишные инструменты, мне нравилось извлекать потрясающие гармонии, звуки. Особенно нравился тембр фортепиано, саксофона, и многих других музыкальных инструментов. В дальнейшем так получилось, что для меня ню-джаз стал ближе и доступнее, чем другие направления музыки.
Вы окончили Тульский Государственный Машиностроительный Колледж и отслужили в армии, неужели после всего этого не пропала любовь к музыке?
Нет, не пропала. Музыку я любил всегда, если в какой-то период сам не играл и не сочинял, то слушал ее всегда. Мною была куплена музыкальная аппаратура, деньги, на покупку которой я собирал длительное время и приобретал ее постепенно. Музыку в основном я слушал грустную. На мой взгляд, только такая музыка возвышает и облагораживает человека, делает его добрее. Друзья мне всегда советовали слушать что – то иное, более веселое. Но если мы будем кормить свой ум одним весельем, ум атрофируется и не сможет функционировать нормально. Например, не сможет больше откликаться на чужую боль.
Вы честны – поддержки от близких у вас нет. Ваше упорство в любимом деле – ответ системе что вас окружает?
Музыка всегда поддерживала меня. Занимаюсь музыкой, прежде всего, потому, что люблю это занятие и хочу через массу различных звуков в моем синтезаторе передать все то, что у меня на душе. Создать небольшую композицию, которая сама все расскажет слушателю.
Не возникало желания получить профессиональное музыкальное образование, что бы самому стать музыкальным преподавателем и обучать “молодую шпану, что сотрёт нас с лица Земли”?
Конечно, желание получить профессиональное музыкальное образование есть. Но в жизненной суете, когда приходится зарабатывать деньги, делать кучу дел, трудно выделить время для этого. Но, даже не имея музыкального образования, мне ничего не мешает найти время и создать новое музыкальное произведение с помощью своих клавиш Roland.
Не хотелось стать кино-композитором? Гарантированная работа, стабильный доход.
Хотелось. Прежде всего, потому – что это очень интересно. Описывать с помощью музыки все то, что происходит с героями фильма на экране. Резко менять музыкальную тему в зависимости от происходящего. Я всегда к этому стремлюсь. Друзья, слушая некоторые мои треки, утверждают, что они подошли бы как к какому-нибудь фильму.
Привлекала ли вас музыка с точки создания аранжировок другим музыкантам?
В будущем, думаю, все возможно. Были предложения от различных музыкантов, но пока я этим не занимался. Просто, когда есть время, пишу что-то свое.
Алексей Фомин на “Яндекс.Музыка”.
Почему в Европе и США талантливому музыканту-самоучке проще добиться признания и успеха?
В основном в России по радио и телевидению крутится одна и та же музыка известных раскрученных исполнителей. Кругом одни и те же лица, набившие оскомину. Наша страна отстает от Запада в плане продвижения музыки. Наверное, там проще добиться признания, но я не думаю, что это в принципе легко. Мы живем в век так называемого “дигитального” музыкального искусства (от слова “digital” – цифровой). Символом “дигитальной” эстетики в музыке является любой секвенсор – компьютерная программа с готовыми семплами. Этими программами пользуются как профессиональные музыканты и композиторы, так и дилетанты. Отчасти, это означает, что любой человек, пишущий сегодня музыку, работает с определенными базовыми элементами, используя знания, приемы и средства, наработанные за многие десятки лет предшественниками. Удивить сегодня чем-то новым сложно. Это ведет к тому, что композитору все сложнее выработать свой индивидуальный почерк и стиль. И смысл создания произведения все чаще сводится к тому, чтобы продемонстрировать наиболее удачную комбинаторику, а не что-то новаторское в музыке. Это данность нашего времени и это надо принять.
В чём главная “беда российской музыки” и индустрии в целом, на ваш взгляд?
У нас присутствует очень сильная, особенно сейчас, православная нормативность, диктующая, как не надо себя вести, как одеваться, на какие темы говорить, на какие не говорить. И вот этот столбик нормативности, в том числе определяет то, что мы продолжаем воспринимать искусство как некий объект, из которого мы должны вычитывать смысл, вложенный туда профессиональным оператором. Вот поэтому у нас по-прежнему люди не участвуют в создании поп-музыки, полагая, что для этого существуют специальные профессионалы, и нечего им мешать. А мы уже потом оценим, что опять нам эти эстрадные “попсовики” предложили. При этом ничего своего мы не то, что не можем, мы не должны ничего своего сюда вкладывать. Может именно поэтому сейчас можно встретить много людей не имеющих музыкального вкуса и конкретных музыкальных предпочтений, слушающих все подряд. Просто потому, что музыка это, все-таки, весело.
Назовёте музыкантов, которые оставили в вашем сердце самый “сильный след”? Вы писали, что какое-то время, даже слушали шансон, его весьма трудно соотнести с вашими треками.
Да, я слушаю и шансон. Но он тоже разный бывает. Ну, а музыканты, которые оставили сильный след это Бетховен, Вагнер, Бах, Еннио Морриконе, Поль Мориа, Джеймс Ласт, Джованни Марради, Ференц Лист, Микаэл Таривердиев, Фаусто Папетти а также Боб Акри американский джазовый пианист, Луи Армстронг и многие другие известные композиторы музыканты.
Слушая ваши композиции, создаётся ощущение, что на вас оказала влияние не только музыка, но и литература/кинематограф? Можно подробнее?
Да, несомненно, это правда. Много различных произведений мною прочитано, правда, сейчас меньше читаю. Фильмы смотрю разные: драмы, мелодрамы, исторические, детективы, научные.
Ваша “музыкальная биография” не проста. Почему до сих пор вы не отправите всех и всё к чёрту? Почему не вычеркните музыку навсегда из своей жизни?
Все эти годы музыка поддерживала меня. И в не самые лучшие времена в моей жизни единственным спасением была музыка. Возможно из-за того, что я не получал поддержки от людей окружавших меня тогда. И на сегодняшний день музыка продолжает меня поддерживать. Сочиняя свои композиции, я сам получаю удовлетворение от своей работы, и может так случится, что моя музыкальная композиция найдет отклик в чьём- то сердце.
Немного Пруста: если бы Дьявол пообещал вам признание в мире музыки и ничего не просил взамен, согласились бы?
Знаете, в нашем мире не существует ничего бесплатного. Мы перешли в эпоху потребления не только товаров, но и отношений, людей… Исключения, конечно, есть всегда… Но… “бесплатный сыр только в мышеловке”, поэтому я ничего не принял бы, даже при условии, что не требуется ничего взамен, тем более от Дьявола.
Каковы ваши ближайшие планы?
Работать над новыми композициями без слов и в скором времени выпустить новый альбом.
Алексей, спасибо за интервью. Наш финальный, фирменный вопрос: какой совет дадите тем – кто только начинает свой музыкальный путь?
И вам огромное спасибо. Прежде всего, любить музыку, трудиться и верить в успех. А также советую не терять индивидуальность. К сожалению, услышав какое-то произведение, музыкант чаще всего начинает копировать его, не понимая, что его манера игры и стиль может понравится кому-то больше и даже заменить в последующем оригинал. Больше времени проводить за занятиями музыкой и не возвышать свои таланты.
Комментарии